Сегодня: Понедельник, 10 декабря 2018

О чем поведали старые расписания

Среди любителей истории Мытищинского края ходят легенды о необычно быстром движении железнодорожных паровых поездов от Москвы до Мытищ. Рассказывали, что расстояние в 18 верст поезд преодолевал за 25–27 минут с четырьмя остановками на имеющихся в начале XIX века станциях. Подтвердить или опровергнуть это рекордное время можно было, только получив расписание поездов за разные периоды работы этого направления железной дороги. Было известно, что Ярославско-Архангельская железная дорога являлась лучшей в России и даже опережала Николаевскую. За все время, начиная с запуска дороги в 1862 году, на ней не было ни одной серьезной аварии. Газеты писали об одном случае где-то в начале XX века, когда машинист разогнал состав 

с четырьмя пустыми вагонами, и под уклон в районе Клязьмы вагоны сошли с рельсов. Правда, паровозная бригада не пострадала, а путь восстановили быстро.

Но вернемся к старым расписаниям. Среди коллекционеров удалось приобрести расписания за 1908, 1925, 1927, 1932 годы. Они оказались интереснейшими документами своего времени. Старейшее расписание 1908 года было выпущено специально для дачников товариществом «Василий Перлов с сыновьями». Книжечка напечатана с историей и рекламой этой знаменитой чаеторговой фирмы. Если верить расписанию, дачный поезд из Москвы отправлялся в 6 часов 20 минут, делал остановки на станциях Лосиноос­тровская, Перловка, Тайнинская и прибывал в Мытищи в 6 часов 50 минут, таким образом преодолевая расстояние за 30 минут. 

Очередное расписание относится к 1925 году. После потрясений и разрухи революционных и послереволюционных лет на ярославском направлении появились дополнительные станции, такие как Москва-3, Яуза, платформа Блокпост 13 км (ныне Лось), но на ней поезда не останавливались. И все же дачник доезжал до Мытищ за эти же 32 минуты, а в 1927 году – за 34 минуты. Это было хорошей скоростью. 

В 1932 году добавились станция Северянин и остановка на платформе Лось. Если опять же верить расписанию, то до Мытищ электропоезд доезжал уже за 48 минут (от Москвы до Мытищ дорогу электрифицировали в 1929 году). В Мытищах нужно было пересаживаться на «паровики» до Щелкова и Монина, но электрификация проводилась усиленными темпами.

По воспоминаниям старожилов, первые электропоезда в зимнее время при сильных морозах останавливались, так как электродвигатели производились в Германии и не были рассчитаны на такие низкие температуры. На узловых станциях (в Москве, Лосиноостровской, Мытищах, Пушкине) дежурили паровозные бригады, приходившие на помощь остановившимся электропоездам и доставлявшие составы до ближайшей узловой станции. Эти остановки были ликвидированы, когда на электричках поставили электромоторы отечественного производства, учитывающие наш суровый климат. 

ух времени повлиял и на художественное оформление расписаний. Если в 1925 году, в рассвет НЭПа, новая экономическая политика была широко представлена рекламой частных и государственных торговых и иных организаций, то в последующие годы тон рекламы поменялся. Почти на каждой странице расписания 1925 года слова «Нигде кроме как в Моссельпроме» (орфография сохранена) без ссылки на авторство В.В. Маяковского. Предлагался госпрокат новых комфортабельных автомобилей, театральных костюмов и прочего. Рекламировался широкий выбор обуви как государственного, так и частного производства. Но на табачные изделия государство ввело монополию. Выбор был небольшой: «Ява», «Красная Звезда» и знаменитый «Дукат». Алкоголем торговали под эгидой Госспирта. Широко рекламировалось производство Московского губернского инвалидного кооперативного объе­динения (МОСГИКО), продававшего кондитерские изделия, фруктовую воду, еврейские колбасные изделия. Предлагался «лучший пролетарский напиток – сухие квас и брага», одна коробка на 20–30 бутылок всего за 50 копеек. Причем для оптовиков – со скидкой. 

Скромнее выглядела реклама 1927 года. Почти исчезли названия частных фирм. Широко рекламировались справочники-путеводители по Кавказу, Крыму, Поволжью и Донбассу. Новый магазин «Пио­нер» предлагал все для пионеров и спорта. Большое место выделялось для рекламы фотографий и охотничьих ружей. Несколько загадочно выглядело напоминание «Дачники, помните о Сухаревском рынке». Знаменитая Сухаревка славилась мастерским обманом покупателей. Реклама 1927 года, видимо, убеждала, что рынок очистили от жуликов, и там все под госконтролем. Но в этом же году моего отца, приехавшего купить на Сухаревке брюки, надули, виртуозно заменив штаны на две сшитые половинки. 

Еще суше и лаконичнее реклама в расписании 1932 года. Предлагалось обучение иностранным языкам заочно. Знание английского и немецкого было необходимо для работы с техникой зарубежного производства. Поликлиники Красного Креста предоставляли широкий спектр медицинских услуг. Моспромбытсоюз в лице кооперативного товарищества «Фотоснимок» был готов по 35 адресам запечатлеть ваш облик. Конечно, не обошлось без рекламы всесоюзной лотереи «Автодор», где за 1 рубль сулили выигрыши. 

 

Так, старые дачные расписания приоткрыли уже ушедшие странички нашей богатой истории.

Геннадий Смирнов 

 

Где взять свежую газету?

Свежий выпуск газеты «Неделя в округе»

  • 1

Ситуация на дорогах

Пробки

Пробки на Яндекс.Картах

Сетевое издание "Неделя в округе" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 71215 от 27.09.2017.

Главный редактор Денисов С.Т.

Учредитель МАУ "Муниципальные информационные ресурсы"

 

Наш адрес:

141008, Московская обл., г. Мытищи, ул. Мира,7 корп.1, 6-й этаж.

Телефон рекламного отдела: (498) 720-51-16

Телефон/факс: (498) 720-51-15

 

E-mail:

Газета "Неделя в округе"

gazeta@nedelya-v-okruge.ru

reklama1@nedelya-v-okruge.ru (отдел рекламы)