IMG_4449
 Сегодня 17 февраля. В этот день в 1907 году родился поэт, который является символом литературной жизни Подмосковья в целом и Мытищ в частности, – Дмитрий Борисович Кедрин.

Чтобы понять, что это за поэт, в чем сила его поэзии, необходимо обратиться к корням его творчества. Все, что есть в человеке, чаще всего вырастает из детства. Приемный отец Дмитрия умер рано, а потому его воспитанием занимались три женщины: мать Ольга, тетя Людмила Ивановна и бабушка Неонила Яковлевна. Именно она, бабушка, привила маленькому Диме любовь к литературе, поэзии, слову. Она была образованной, начитанной женщиной, с непередаваемой страстью влюблена в поэзию и того же ждала от внука. Оставаясь с Димой наедине, читала ему из своей тетради стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, благодаря ей он узнал подлинных Шевченко и Мицкевича.
В 1916 году, когда Дмитрию исполнилось девять лет, он поступил в коммерческое училище, путь к которому проходил через бульвар, где гордо возвышался бронзовый памятник Пушкину. Мальчик долго стоял перед могучим изваянием, с любовью и трепетом смотрел на него, кажется, именно тогда в нем пробуждался настоящий поэт. Впоследствии Кедрин сказал: «От памятника Пушкину начинается у меня тяга к искусству».
В училище он начал писать стихи, большинство из которых – эпиграммы и строфы на злобу дня. В 16 лет он уже всерьез занялся литературой, стал планировать свою жизнь. Но революция и гражданская война принесли немало бед в дом Кедриных и изменили планы юного поэта. Митя заболел тифом, что потом сказалось на его зрении, умерла его мать.
В 1922-м Дмитрий Кедрин поступил в Екатеринославский железнодорожный техникум, что, конечно, далеко от поэзии, но кто сказал, что нельзя писать стихи, учась на железнодорожника? И Дмитрий продолжил писать, все больше увлекаясь литературой и театром. Окончить техникум и получить достойное образование будущему поэту не удалось по слабости зрения. Но он не отчаялся, а с большей глубиной занялся творчеством, войдя в группу литературного объединения «Молодая кузница», созданной уже известными поэтами, земляками Дмитрия – Михаилом Светловым, Михаилом Голодным, Александром Ясным.
Так называемые младокузнецы прониклись духом революции, идеей общего дела, пафосом, присутствовавшим в поэзии предшественников. Поэтому неудивительно, что в ранних, еще не окрепших стихах Дмитрия Кедрина мы встречаем некую лексическую торжественность, романтическую риторику, воспевание людей рабочего класса, тех, кто не покладая рук трудился на фабриках и заводах.
Первое его стихотворение «Так сказал товарищ Ленин» было опубликовано в 1924 году в Екатеринославской губернской газете «Грядущая смена». Здесь же Дмитрий Борисович продолжал писать, работая репортером. В это же время он начал писать очерки, которые наряду с его стихами, посвященными Ленину, Кремлю, юным пионерам, печатались в литературно-художественном журнале при газете.
Учась у именитых поэтов, Кедрин стал потихоньку выходить из-под их влияния и углубляться в личное. За совсем небольшой период поэт смог сформировать свой голос, сделать невероятные открытия в мире поэзии, обрести свой неповторимый стиль.
В 1926-м 19-летний Кедрин познакомился с Людой Хорпенко, еще не зная, что через четыре года она станет его женой.
В 20-е годы Дмитрий Борисович отказался от многих тенденций «Молодой кузницы» и обратился к эпическому, начав писать на исторические темы.
В Екатеринославле Дмитрий познакомился с сотрудником НКВД, который сначала показался поэту интересным человеком, но вскоре понял, что это охотник за душами: он попытался склонить поэта к доносительству, но тот остался верен себе. У его приятеля отец был деникинским генералом, а Кедрин, зная об этом, в органы не донес. В 1929-м Дмитрия арестовали «за недоносительство». По этой статье он провел в тюрьме полтора года.
В 1931-м вместе с женой переехал в Москву, где работал в заводской многотиражке «Кузница». И тут счастье окончательно изменило поэту. Одна маленькая строчка в анкете перечеркнула всю литературную карьеру Кедрина. Вместе с женой он жил в полуподвальном помещении старого двухэтажного дома на Таганке, пытался публиковаться, но тщетно. Даже положительные отзывы Эдуарда Багрицкого и Иосифа Уткина не спасли ситуацию.
Впоследствии сборник пришлось перекраивать, выкидывая самые лучшие, но неугодные власти стихи. В конце 1934-го вместе с новорожденной дочерью Светланой Кедрины переехали в Черкизово, где у поэта впервые появился свой кабинет, пусть совсем небольшой закуток, но место для вдохновения и творчества.
В 1938 году Кедрин создал одно из самых сильных произведений русской поэзии XX века – поэму «Зодчие». Она стала воплощением в поэзии предания о строителях храма Василия Блаженного. Тогда же Дмитрий Борисович решил в последний раз попытаться опубликовать сборник своих поэтических произведений. Он вынужден был исключить из него многие вещи, в том числе уже получившие признание. После 13 возвращений рукописи для доработки, нескольких изменений названия и манипуляций с текстом эта единственная прижизненная книга Кедрина «Свидетели», в которую вошли всего 17 стихотворений, увидела свет.
17 стихотворений! Как это мало. Но как много оказалось это для прозорливого читателя, который смог принять и полюбить поэта. Продлить жизнь поэзии Дмитрия Кедрина помогла дочь Светлана, которая бережно сохранила все рукописи отца и добилась печати уже после его гибели в 1945 году.
Конечно, любят и помнят поэта на мытищинской земле, потому что 15 лет его судьба неразрывно была связана с газетой «Кузница» Мытищинского машиностроительного завода, где он много писал, переводил и занимался с начинающими поэтами.
Именно из этих занятий выросло в Мытищах литературное объединение имени Д.Б. Кедрина, которое радует мытищинцев новыми произведениями. Имя поэта носит центральная библиотека городского округа, в Мытищинском историко-художественном музее ему посвящена мемориальная экспозиция. В 1995-м Союзом писателей России и местной администрацией была учреждена ежегодная литературно-художественная премия имени Д. Кедрина, названная в честь его главной поэмы – «Зодчий». Ежегодно накануне дня рождения поэта проводятся Кедринские чтения, на которых вспоминают в свое время непризнанного, но оттого не менее любимого поэта. Память и время стали лучшим доказательством состоятельности его поэзии.