Сгонники: вчера и сегодня
Владимира Фролова, автора материалов по краеведению газеты «Неделя в округе», читатель уже знает. Это энтузиаст своего дела, в свободное от работы время по крупицам собирающий сведения о родном крае. На этот раз он поделился рассказом о деревне Сгонники.
– Изучая историю села Тайнинского по карте, обнаруженной в Российском государственном архиве древних актов, я обратил внимание на участок частновладельческой земли в виде клина и надел около него, расположенный рядом с территорией этого села. Им и оказалась деревня Сгонники. До того земля принадлежала князьям, царям, а доход, получаемый от нее, шел на их личное содержание.
Из каких территорий состояли Мытищи в XVIII веке? Сел Большие Мытищи и Тайнинское, деревень Шарапово, Ядреево, Рупасово. Это все населенные пункты, земли которых были дворцовыми, а земля Сгонников – частновладельческой территорией.
А еще меня не оставило равнодушным название. По одной из версий, оно идет от сгонной охоты, на которую сюда приезжал царь Алексей Романов. Крестьянами окружалась часть леса, чтобы сгонять из него на поля дичь, на которую и охотился царь. Есть даже картина Николая Сверчкова «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы» 1873 года. Местность на картине напоминает земли нашей деревни, на заднем плане, возможно, Ядреевский лес.
Есть еще одна версия образования названия: при смене владельца деревни крестьяне сгонялись, перемещались на другие земли.
Но хотелось бы отметить, что Сгонники – это второе название деревни. С XVI века она известна как деревня Ченцово, от слова «черный», копающийся в черной земле.
Сегодня эта деревня находится рядом с Волковским шоссе напротив ТЭЦ-27.
– Нашли ли ответ на вопрос о том, почему земля деревни Сгонники была частной?
– Сгонники принадлежали Федору Вадковскому, полковнику Семеновского полка, генерал-аншефу, сенатору. Федор Иванович – сын Ивана Юрьевича, родоначальника российской ветви Вадковских. Эта деревня подарена и передана ему в бессрочное пользование Екатериной II. При этом были выделены и лесные угодья, чтобы было из чего возводить дома, изыскивать пропитание. Ведь в то время, чтобы прокормиться только одной семье, нужен был гектар земли.
– Что было основным источником дохода крестьян в этой деревне?
– Сгонники, как и деревни Ядреево, Волково, другие, расположены на мощном глиняном пласте девонского периода. Здесь был карьер по добыче глины, из которой делали кирпич. Однако она была с небольшим количеством доломита, что сказывалось на качестве стройматериала. В деревне и по сей день живет легенда о том, что кирпичное производство провалилось под землю, как и некоторые дома. Дело в том, что порой дома строились вблизи карьеров, поэтому со временем уходили под землю. Во многих деревнях есть подобные легенды. Но в нашем случае легенда лишь подтверждает, что в Сгонниках добывали глину.
Основным источником дохода для местных жителей было производство молочной продукции, которую они везли в Москву. А когда образовались поселки Тайнинское и Перловское, снабжали продукцией жителей этих мест. В наши дни в деревне от былой сельскохозяйственной деятельности ничего не осталось, на всю деревню несколько кур и коз.
В свое время из деревни вышел купец второй гильдии А.К. Ленточников. В 1876 году на его средства в Никольском была открыта школа для деревенских и окрестных крестьянских детей. Позже отстроили новую, двухэтажную: низ – кирпичный, верх – деревянный, с помещениями для четырех классов и отдельным – для учителей. Учились в ней бедные и богатые со всей округи.
– Что еще поведали о Сгонниках архивные источники?
– Рядом с деревней был приселок, сельцо Никольское-Богоявленское. Никольское – село Московского уезда, в XVI веке было приселком дворцового села Тайнинского, где стояла церковь во имя Святого Николая Чудотворца, уничтоженная, вероятно, во время Смуты. В 1677 году церковь была выстроена вновь во имя Богоявления Господня. Каменная церковь Богоявления в селе Никольском построена в начале XIX века купцом второй гильдии А.К. Ленточниковым. Старожилы вспоминают, что престольный праздник в селе отмечали 10 августа – в честь Смоленской иконы Божьей Матери, когда в церковь приходили из Ядреева, Челобитьева, Волкова, Сгонников, Бородина и Ховрина. Колокол в церкви весил больше тонны. До революции в храме служил священник Иван Купленский. Церковь закрыли в 1932 году, но иконы там все еще оставались. Окончательно церковь закрыли в 1935 году. Купола сняли в 1937-м. Здание храма купил завод «Электрощетка». В 1941-м основное производство закрыли, а во время войны там делали гуталин. После войны варили желатин, затем фасовали политуру. Потом здесь был завод цинковых белил №2. А с 1980 года церковная территория занята Бабушкинской базой химзащиты. Напротив церкви располагались дома притча, рядом в двухэтажном кирпичном доме – богодельня, закрытая после революции.
В прошлом у церкви находилось кладбище, ныне эта территория заасфальтирована. Работники предприятия, которое находится в бывшей церкви, что называется, ходят по костям.
– Знаю, что много об истории деревни рассказали и колодцы.
– Предание гласит, что в деревне Сгонники было четыре колодца, названных по фамилиям владельцев домов. Два из них сохранились до сегодняшнего дня. Это колодцы семей Баранкиных и Даниловых. Первый находится в центре деревни, второй – недалеко от ее границы. В колодцах превосходная родниковая вода. А питаются они, скорее всего, той же водой, что и река Сукромка, которая протекает рядом с деревней.
Колодцы, возведенные здесь в XVIII веке, функционируют и по сей день. В них бьют ключи. Тому, что родники полны водой, способствует и мощный слой глины, который ее держит. Существует легенда, что одна семья запрятала в колодец клад. Нынешние потомки пытались откачивать воду, чтобы его обнаружить, но мощный поток так и не позволил этого сделать.
– Владимир Сергеевич, остались ли сегодня в деревне потомки тех, кто здесь жил раньше?
– Я встретился с тремя семьями. Здесь живут потомки Николая Юрьевича Зосимова, 1910 года рождения, который долгое время работал в колхозе. Остались воспоминания Андрея Андреевича, что при нем деревня была небольшой, в пять домов, и что он жил в третьем от края; что деревню окружали поля, леса, имевшие свои названия: Чернышев, Вагавский, Удельный. Река была запружена, в ней водилось много рыбы: щука, караси были и раки. В деревне выращивали просо, картошку, свеклу, продавать возили в Москву. Валентина Алексеевна Бадягина (в девичестве Ратникова), 1932 года рождения, уроженка Сгонников, вспоминала, что здесь были две слободы, они же улицы, на одной из которых стояли девять домов. Местные жители ходили в Богоявленскую церковь, стоявшую на горе в селе Никольском.
Также по сей день в деревне живет семья Даниловых. В деревне сохранился и дом Баранкиных, но в нем они живут только летом.
Сегодня подавляющее число семей в деревне – приезжие из других регионов, поэтому многое из того, что могло пролить свет на неизвестные страницы истории деревни, утрачено. Примечательно, что в домах, где живут потомки, сохранилась старая утварь.
В некоторых семьях есть альбомы начала XX века. Эти фотокарточки для них бесценны, ведь для того, чтобы в то время сделать фото, нужны были немалые деньги, на которые можно было купить одну или две овцы. Поэтому крестьяне фотографировались в исключительных случаях.
Задачу собрать как можно больше материала по Сгонникам осложняет и то, что многие жители этой деревни живут здесь только летом. Немало и тех, кто не идет на контакт, не готов делиться семейными тайнами.
– Какие праздники сегодня отмечают в Сгонниках, как в старину?
– У каждой деревни был свой особый праздник. В Сгонниках это, по всей видимости, престольный праздник в честь Смоленской иконы Божьей матери. Есть традиция приглашать в этот день гостей. Ее поддерживают и по сей день. Также здесь чтят и другие церковные праздники, а ходят в близлежащую церковь в село Тайнинское и Бородино.
– Чем сейчас живет деревня?
– Территория деревни стала больше, но и на ней немного домов, преимущественно деревянных. У некоторых из них сохранились остатки цоколя из кирпича Челнокова и Воронина, уцелели колодцы. В деревне есть библиотека. В Сгонниках празднуют все знаменательные даты.
– Что еще интересного удалось узнать?
– В архивах нашел документы по переписи населения, карту генерального межевания 1766 года, которая рассказала о территориях, проходивших по границе с деревней Сгонники. А также обнаружил данные по межеванию земли, проводившемуся с целью сбора с крестьян подати. Мои изыскания показали, что наделы у крестьян были небольшими, а межевание проводил землемер Попов.
Местные жители находили в огородах старые кресты, горшки с медными пятаками, металлические предметы утвари, которыми пользовались в старину. А на полях – нательные кресты, монеты. Когда крестьянин выходил пахать, нательный крест порой срывался с шеи и падал в землю. Земля все это хранит и со временем выталкивает наружу.
Всякий раз, когда бываю в Сгонниках, на душе у меня бывает отчего-то тепло. Особым местом, в котором хочется оказаться, является местечко у реки, где растут ивы, высаженные около 100 лет назад. И это тоже часть истории Сгонников, ведь для того, чтобы топить домашний очаг, крестьянам запрещалось вырубать лес, принадлежавший помещику. Они могли собирать только ветки и обрубки. Растущие рядом с рекой ивы, серая и черная ольха, другие деревья и кустарники спасали их, дарили тепло.