a

Для любознательного читателя полезно будет узнать способ приготовления чая из чайного листа, как указывается в книге Я.М. Бушпана «Проблема чайной монополии и мировой чайный рынок» (Санкт-Петербург, 1915 г.). «Обращающиеся на рынках и потребляемые чаи различаются на байховые и кирпичные. Байховый, листовой черный, принятый у нас и по всей Европе, наряду с которым существуют и зеленый листовой, и кирпичный черный. Есть еще третья разновидность чая: плиточный, приготовляемый по способу сухой прессовки из лучших чайных высевок».
Для чайной культуры требуются специфические климатические условия, что ограничивает географию чайных плантаций. Центром мирового производства чая с XVIII века являлись Китай, Индия и Цейлон. Япония производила чай для внутреннего потребления и только к концу XIX века стала в небольших количествах поставлять его на экспорт. В это же время незначительная часть чая производилась в Южной Африке, штате Южная Каролина в США, на юго-западном побережье Закавказья и в Краснодарском крае.
Как же готовился чай? Скатывание чайного листа в Индии и Цейлоне осуществлялось машинами. В Китае преобладал немеханизированный труд – руками и ногами.
Брожение – необходимое условие производства чая – происходило от 3 до 4 часов на полотняных рамах (Индия, Цейлон). В Китае – в бамбуковых корзинах в течение одного часа.
Следующая стадия – сушка лис­та. На фабриках она производилась горячим сухим воздухом, а в Китае – в плоских бамбуковых корзинах на солнце или на легком огне.
Развеска чаев проходила несколько этапов. Чайный лист из емкостей (ящики, тюки) рассыпался в большие деревянные вместилища. Здесь многое зависело от специалиста – пробовщика (от слова «пробовать»), который определял сорт чая и процент смешивания сортов. Это была самая высокооплачиваемая работа. В большом барабане чай перемешивался, затем поступал в помещение, где происходила развеска на автоматических весах в порции от 1 до 1/96 фунта. Каждая порция заворачивалась рабочими во внутреннюю оберточную, затем в свинцовую фольгу и этикетную с маркой фирмы. Как указывалось в каталогах чаев, «Россия в области техники и оборудования чайного развесного дела стоит впереди других стран и может служить образцом в этом деле».
Важным этапом, влияющим на вкус и цену чая, являлся путь его доставки. Исследователь истории появления чая в России, кандидат исторических наук И.А. Соколов в статье «Российская „Чайная сказка": от истоков до конца XIX века» писал: «на протяжении XVII-XVIII веков практически весь чай на рынке был китайским. Это был чай лучших сортов, который был качественно выше употреблявшегося в Европе. Только со второй половины XIX века на мировые рынки начинает поступать чай из Индии и Цейлона, тогда же он приходит в Российскую империю и стремительно завоевывает популярность». С этого времени формировались чайные биржи в Калькутте (Индия), Коломбо (Цейлон) и Ханькоу (Китай). Четвертой точкой стал Лондон, где привозной чай из английских колоний можно было купить значительно дешевле. Сообщение о нескольких ящиках цейлонского чая, полученных царем Михаилом Романовым в 1618 году, как и дар мытищинскому старосте нескольких фунтов того же цейлонского чая во время посещения Мытищ императрицей Екатериной II – это миф. Чай был китайский. Мифом является и самоварное производство в Мытищах. Первые самовары могли появиться в селе лишь московского производства – Зимина и Воронцова.
Вернемся к транспортировке чая. В Россию основной путь пролегал из Южного Китая вьючными караванами до пограничного города Кяхты, где были большие склады фирм Перловых, Высоцких и других чаеторговцев. Там же формировались чайные обозы в Россию. Незначительная часть чая поступала из Ханькоу морем во Владивосток. В Лондон плыли быстроходные специальные парусные «чайные клиперы». За скорость был даже установлен денежный приз.
Известно, что чай активно впитывает посторонние запахи. Вот почему чаеторговцы тщательно следили за герметичностью укупорки продукта. Сохранились деревянные ящики для чая россыпью, оклеенные яркой рекламой фирмы. Для чая в мягкой весовой упаковке использовали фанерные ящики с простым текстом фирмы. Вся укупорка имела одинаковую форму и вес, видимо, для удобства на таможне. Значительная часть плиточного и кирпичного чая в Среднюю Азию, Монголию, Бурятию, Калмыкию и так далее могла доставляться караванами во вьюках. С открытием железнодорожной Транссибирской магистрали доставка чая значительно ускорилась.
Вернемся к нашим чаеторговцам. К началу XX века в России имелось 11 крупнейших чаеторговых фирмы. С капиталом от 10 миллионов до 300 тысяч рублей. На чайном рынке работало еще около 20 более мелких фирм.
Чайные магазины имелись почти во всех городах Российской империи: от Владивостока до Варшавы. В одной только Москве чайные магазины были представлены десятью фирмами.
В Мытищах и окрестностях чайная монополия, по традиции, принадлежала представителям товарищества чайной торговли «В. Перлов с С-ми». Это определялось и наличием дачного поселка Перловки, где находился магазин, продававший чай на вес в любом количестве. В Мытищинском историко-художественном музее можно увидеть образцы упаковок чая – от фирменных пакетов до хрустальных и фарфоровых чайниц, найденных в Перловке.
По воспоминаниям старожилов, дачники могли купить чай в дневное время суток. Держателям чайных оптовая продажа поощрялась значительной скидкой.



Автор: Геннадий Смирнов,сотрудник Мытищинского историко-художественного музея