Мытищинский водопровод – визитная карточка округа

Если бы лет 120 назад вы спросили московского прохожего, что за село Мытищи существует под Москвой и чем оно знаменито, он наверняка ответил бы, что это место славится вкусной водой, которая по водопроводу поставляется в первопрестольную.

В те времена мытищинский водопровод был визитной карточкой нашего города  (тогда села Большие Мытищи).

Мало кто теперь знает, что в течение более чем 100 лет, с 1804 г. до ввода в эксплуатацию в 1904 г. Рублевской водопроводной станции, Мытищи были единственным источником питьевого водоснабжения Москвы. Мытищинская вода поставлялась в Москву вплоть до 50-х гг. XX в., а сооружения старинного водопровода и по сей день частично используются для водоснабжения нашего города. 

В руках у авторов оказались уникальные, почти нигде не публиковавшиеся ранее документы – свидетельства строительства водопровода: чертежи проекта Екатерининского водопровода 1826 г., второй очереди водопровода 1850 г., третьей очереди 1890 г. Основываясь на них, напомним читателю историю этого величайшего технического сооружения эпохи.

В 1770-1772 гг. в Москве разразилась эпидемия чумы, унесшая около 60 тысяч жизней и приведшая к чумному бунту. Локальные вспышки страшной болезни продолжались и в последующие годы. Одной из причин быстрого распространения чумы явилось почти полное отсутствие в городе чистой воды. Не секрет, что нечистоты и отходы производств в те времена сбрасывались в реки, и вода в них была практически непригодна для питья. А колодезной воды катастрофически не хватало для нужд большого города. 

Жители Москвы неоднократно обращались к императрице Екатерине Великой с просьбами об устройстве водопровода с чистой водой, но, как говорится, пока гром не грянет…

После чумных эпидемий в 1778 г. Екатерина дала поручение инженеру генералу Ф.Б. Бауэру (в некоторых источниках пишется фамилия Баур), за несколько лет до этого приехавшему на русскую службу из Швеции, разработать проект водоснабжения Москвы. В результате длительных поисков и тщательных исследований подмосковных ключей Бауэр признает наиболее подходящими для этой цели питьевые источники у села Большие Мытищи, самым большим из которых был Громовой ключ, появившийся, по народному преданию, во время грозы от удара молнии. По свидетельству очевидцев, во времена Бауэра высота фонтана воды, бившего из этого ключа, достигала 3 метров.

В июле 1779 г. указом императрицы Екатерины Второй было выделено 1 млн. 100 тысяч рублей для осуществления проекта. По стоимости, трудовым и материальным затратам это был один из грандиознейших технических проектов того времени не только в России, но и в Европе. Он заключался в том, что для сбора воды сооружались бревенчатые и кирпичные бассейны (многие колодцы, защищенные от непогоды бревенчатыми срубами, сохранились и по сей день), откуда вода стекала в кирпичный водовод по глиняным трубам. План расположения первоначальных колодцев Екатерининского водопровода приведен в проекте реконструкции 1826 г. (на нижнем фото Громовой колодец расположен вверху чертежа).

Водоводная галерея длиной 22 версты (23,5 км) от Мытищ до Сухаревой башни в Москве выполнялась из кирпича с полуциркульным сводом высотой 1,35 м и шириной 0,9 м, ведь ни чугунных, ни стальных труб в то время не было. Следует отметить, что в те времена еще не было паровых машин и мощных насосов, поэтому вода на всем протяжении водопровода шла самотеком, преодолевая низины и речки по насыпям и акведукам. Наиболее известный и хорошо сохранившийся акведук водопровода через реку Яузу находится в Москве в районе ул. Бажова. Он получил в народе название «миллионный мост» за свою стоимость, близкую к миллиону рублей.

В 1783 г. руководителем работ после смерти Бауэра стал военный инженер И.К. Герард. К 1787 г. было построено 28 водосборных бассейнов – водоемов около 2 м глубиной и до 450 кв. м площадью. Водопровод приблизился к селу Алексеевскому в Москве, где, по преданию, во время пробного пуска императрица Екатерина II отведала вкуснейшей мытищинской водички и одобрила строительство.

Однако в 1787 г. началась очередная русско-турецкая война, и все ресурсы, включая инженерный отряд, строивший водопровод, были брошены на южный фронт. Строительство прекратилось на долгие 10 лет и было возобновлено лишь в 1797 г. Наконец, в 1804 г. пресса победно отрапортовала об окончании строительства водопровода.

Уже в первые годы эксплуатации у системы Екатерининского водопровода обнаружился ряд существенных недостатков. Часть галерей, простаивавшая более 10 лет, дала трещины; доски, устилавшие дно галерей, рассохлись и сгнили; бассейны частично обвалились. Большее количество собираемой воды не доходило до Москвы. 

В июне 1826 г. министром путей сообщения (к которому в то время относился водопровод) генерал-майором Н.И. Янишем и директором водопровода, в то время еще подполковником (а впоследствии генерал-майором) П.С. Максимовым был представлен проект переустройства Мытищинского водопровода. Но вследствие ограниченного финансирования они не смогли радикально переоборудовать систему. Были перестроены некоторые бассейны, отремонтирован кирпичный водовод на протяжении 12 км. Появление к тому времени в промышленности паровых машин позволило прокачивать воду в чугунных трубах под давлением и спрямлять сложные участки водопровода независимо от рельефа местности. В 1826 г. в селе Алексеевском была построена водоподъемная станция с двумя паровыми насосами для спрямления обвалившегося участка водопровода Сокольники – Красное Село. На полную мощность (180 тыс. ведер1 в сутки) в Москве реконструированный водопровод заработал в 1836 г.

 В 1832 г. над самым первым, Громовым, колодцем была построена часовня-грот, на много лет ставшая символом водопровода. Паломники, шедшие по Троицкой дороге к лавре, заходили сюда попить святой водицы и поклониться святому источнику. Приезжали сюда и царственные особы.

Несмотря на ремонт, водосборные сооружения продолжали разрушаться. К 1848 г. водопровод доставлял в Москву лишь треть объема воды, поступавшей в него в Мытищах.

После смерти генерала Максимова на пост директора московских водопроводов в 1853 г. был назначен барон А.И. Дельвиг (двоюродный брат поэта Дельвига, друга А.С. Пушкина), который более 20 лет был его ближайшим помощником. Дельвиг предложил проект, который предусматривал доставку в Москву до 500 тыс. ведер воды в сутки за счет понижения подпорного горизонта ключевых бассейнов, замены остатков кирпичной галереи чугунными трубами. 

В селе Большие Мытищи была построена паровая водоподъемная машина. Еще недавно ее здание на левом берегу Яузы, между Ярославским шоссе и железной дорогой, использовалось под общественные бани, а теперь оказалось на территории Мытищинского машиностроительного завода и частично утрачено. Над чугунной трубой нового Дельвиговского водопровода, шедшей наискосок к современной платформе Тайнинская, пролегла Дельвиговская улица, носящая сейчас имя Калинина. Некоторые участки Дельвиговского водопровода повторяли маршрут первого Екатерининского акведука,  а другие пролегали по совершенно иному, спрямленному, пути.

Новый водопровод открылся 1 ноября 1858 г., и расчетные показатели доставляемого объема воды в Москву были достигнуты. Тем не менее этот объем уже вскоре не обеспечивал полностью нужды большого города. 

В 1890 г. по заказу градоначальника города Москвы Н.А. Алексеева инженером Н.П. Зиминым, представителем известного купеческого рода Зиминых, был разработан проект практически нового водопровода с суточной мощностью 1,5 млн. ведер. Примечательно, что основатель сотового оператора «Билайн» и известный радиоинженер Д.Б. Зимин является потомком Н.П. Зимина. Под руководством Зимина водопровод подвергся радикальной реконструкции. Основное число старых колодцев было разобрано, вместо них оборудованы скважины. Были введены в эксплуатацию две мощные паровые водоподъемные станции – в Мытищах и селе Алексеевском, для которых известным архитектором М.К. Геппенером были построены великолепные здания, прекрасно сохранившиеся до наших дней и являющиеся выдающимися памятниками промышленной архитектуры России. 

Линия нового водопровода, состоявшая из 600 мм труб под давлением, прошла совершенно по другому прямому пути – вдоль Троицкого тракта, а потом через Екатерининский акведук к резервуару и паровой станции в селе Алексеевском, преодолевая сложный рельеф местности с подъемами до 50 м (в эру развития техники мощные паровые машины справлялись уже с любым ландшафтом). Для распределения воды по Москве были построены две огромные по тем временам водонапорные башни у Крестовского моста. Третья линия водопровода поставляла воду в Москву до 50- х гг. XX в., а здания водоподъемных станций 1890-х служат и по сегодняшний день. Достаточно долго, до 40-х гг. прошлого века, трудился и Дельвиговский водопровод, доставляя воду на северо-восток столицы.

О том, какие сооружения водопровода сохранились по сей день и где находились те, которые были утрачены, мы расскажем в следующей публикации.

 

Сергей Егоров,

Владимир Фролов