1

(Окончание. Начало: https://nedelya-v-okruge.ru/kraevedenie/mytishchi-xx-vek/o-nekotorykh-pamyatnikakh-arkhitektury-v-mytishchakh.html)



Кстати сказать, использование в декоре здания ваз, скульптур, рельефов на античные темы являются характерной чертой неоклассицизма. Такого типа украшения применяли и в оформлении даже обычных домов, стиль архитектуры которых определить довольно проблематично. Так, в одном из Ленинских переулков стоял дом, фасад которого украшали две сделанные из дерева вазы. Или еще один дом постройки начала прошлого века, расположенный на 1-й Бауманской улице.
На первый взгляд, это вроде бы ничем не примечательный небольшой уютный особнячок со сплошь остекленным фасадом. Но если его внимательно рассмотреть, то можно различить и следы классического портика, парных колонн по углам здания и даже воспроизведенный в дереве на фризе так называемый бриллиантовый руст, имитирующий кладку из камней, ограненных на четыре грани.
Надо сказать, что в произведениях ведущих архитекторов начала XX века неоклассицизм, как стиль архитектуры, был тесно связан с популярным и модным в то время стилем искусства – модерном. Характерная особенность этого стиля – использование и интерпретация искусства всех прежних эпох. Одно из главных завоеваний модерна – это эстетизация жилья. Самые будничные, повседневные детали, будь то мебель, переплеты окон, дверные ручки стали предметом искусства. «Жизнь следует преобразовывать по законам красоты» – главная идея модерна.
В Мытищах сохранилось здание, построенное в стиле модерна. Это особняк Г.К. Щербакова постройки начала XX века, расположенный на Ленинской улице, дом 27.
Вот как описывает планировку и интерьер этого дома в своей замечательной книге-исследовании «Мытищи. Семейные хроники Зверевых» В.П. Блохина: «Дом был благоустроенным: двухэтажный, с верандами на обоих этажах, парадным и черным входами, водопроводом и канализацией, ванной комнатой и двумя туалетами. В нем было строго и благородно – высокие потолки, окна с двойными дубовыми рамами, дубовые двери с медными замками, затейливые дверные петли, ручки и задвижки. Обогревались помещения большими голландскими печами, облицованными белыми изразцами. Кабинет отапливался камином – необыкновенно красивым, из темно-зеленых изразцов (под яшму) с изящной полочкой и кованой решеткой».
Печи украшали «изысканные литые чугунные печные дверцы», ванну и душ – «необычные краны». Стилевые приметы модерна обнаруживаются и в декоре этого особняка. Об этом свидетельствует мелкая расстекловка входной двери и фрамуг оригинальной полуовальной формы веранды и окон комнат. Обрамление окон без пышной резной орнаметики также считается одним из характерных признаков модерна. Верхняя часть наличника – надоконная доска украшена накладными квадратными плашками и оригинальными кронштейнами. Резные кронштейны, напоминающие сказочных птиц, поддерживают карнизы крыш крыльца и веранды.
Замечателен фриз крыльца в виде силуэтов летящих птиц. Надо сказать, что использование в декоративном убранстве изображений растений и животных является характерным признаком модерна. Но это еще не все. Орнамент в виде стилизованных лучей помещен над полукружиями фрамуг веранды, создавая эффект восходящего Солнца. Эта композиция представляет собой не что иное, как модернизированный солярный знак! Еще один знак – якорь – представлен в орнаменте широкой полосой, протянувшейся вдоль подоконной части веранды и перил крыльца.
Изображение этого знака неслучайно. Якорь олицетворяет безопасность, прочность, надежность. Размещение орнамента в виде стилизованных якорей на самом видном месте при входе в дом имеет глубокое символическое значение. Такого рода здание, построенное в стиле деревянного модерна, единственное в Мытищах – уникально.
Необычный солярный знак украшает еще одно здание. Это двухэтажный флигель усадьбы П. Грубе постройки 1909 года, расположенный на Ульяновской улице, 32. Хотя стиль архитектуры этого здания трудно соотнести с каким-либо художественным течением, его декоративная отделка в какой-то степени имеет общие черты с декором особняка Г.К. Щербакова – она очень скромная и выполнена с большим вкусом. Прежде всего, обращает на себя внимание оригинальный солярный знак – восходящее Солнце в обрамлении стилизованных лучей, который занимает большую часть фронтона. Маленькие солярные знаки в виде крошечных резных «солнышек» протянулись вдоль фриза фасада и фронтона сеней. Декоративный элемент «солнце» (точеные розетки) использован и в украшении верхней части наличника. Дом отличает и оригинальный карниз, выполненный из плоских, небольшого сечения, деревянных плит, которые поддерживаются резными кронштейнами. Точно такая же карнизная доска с кронштейнами размещена над верхним наличником окна. Неповторимый внешний вид зданию придают и сохранившиеся в южной части дома сени, спроектированные в виде теремка. Пристройка имеет двухскатную крышу, фронтон, украшенный резьбой, и совершенно замечательное окно с мелкой расстекловкой. Еще одной достопримечательностью являются ворота, ровесники дома, пожалуй, единственные в Мытищах такого рода сооружения.
И в заключение несколько слов о главном доме усадьбы П. Грубе. Он располагался на Железнодорожной улице, д. 37. В 30-х годах прошлого века горел, потом был восстановлен.
Главным композиционным акцентом дома является расположенная в южной части строения башня, увенчанная высоким шатром со шпилем. Такие шатровые завершения зданий были характерны для дачного строительства прошлого века. Примером может служить дом Общества Благоустройства поселка Ново-Перловка в Подлипках, высотная часть которого (башня с шатром) почти идентична постройке на Железнодорожной улице. В 60-х годах во время капитального ремонта шатер был снесен и заменен уродливой кровлей, которая до сих пор продолжает «украшать» дом.
Фундамент и подвал здания выложены кирпичом с клеймом «Герасимовъ», входные двери украшают точеные солярные знаки («солнышко»).
Предлагаемые заметки, естественно, не претендуют на всесторонний охват такой проблемы, как сохранение памятников архитектуры города Мытищи. В них основное внимание уделено архитектуре старинных деревянных построек, часть из которых можно уверенно причислить к памятникам архитектуры. К сожалению, век жизни деревянных домов недолог. Буквально на наших глазах погибло несколько замечательных зданий – памятников деревянного зодчества.
Среди них – дачи Агеева и Гольберг на Пионерской и 1-й Вокзальной улицах, дом на Железнодорожной. Многие здания перестраиваются. Винить в этом хозяев и жильцов нельзя – дома ветшают, их надо как-то приспосабливать для проживания. Может быть, в отдельных случаях, когда речь идет об интересном памятнике архитектуры (например, о ротонде в усадьбе Репнёвых) стоило бы хозяевам оказать какую-нибудь помощь в материалах, консультациях и т.д. В заметках немало внимания уделено описанию безвозвратно утерянных памятников.
Возможно, их печальная судьба заставит всех нас бережнее относится к еще сохранившимся замечательным зданиям.