IMG_0319

В Мытищах сохранилось немало зданий, которые по своим художественным достоинствам можно причислить к памятникам архитектуры. Подавляющее большинство из них – деревянные дачи, построенные в начале XX века. Век жизни таких построек недолог – всего около 130 лет.
Не способствовали сохранению этих памятников и исторические потрясения, которые пережила наша родина на протяжении последнего столетия: революции, война, распад страны и последующие за ним события, в результате которых «Россия быстро, в определенном смысле даже быстрее, чем прежде, теряет свое историко-культурное достояние. Это касается не только столиц, но и заметно в провинциальных городах, потерявших реальные возможности поддерживать ветшающие историко-архитектурные памятники любого ранга». Это замечание известного искусствоведа М.В. Нащокиной целиком приложимо и к ситуации с сохранением памятников архитектуры в нашем любимом городе – многие замечательные сооружения, имеющие историческую и художественную ценность, безвозвратно потеряны. Но все же несколько сохранившихся великолепных памятников, несмотря ни на что, продолжают радовать глаз жителей города. Надо сказать, что в многочисленных очень интересных публикациях об истории нашего города сравнительно мало внимания уделялось оценке художественных качеств многих зданий Мытищ.
Это касается даже нашего самого выдающегося памятника – храма Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Тайнинском. С описания его архитектурных достоинств и начну свои заметки.
В этом селе, ныне входящем в черту города, располагался второй путевой царский дворец, в котором останавливались наши государи по дороге к Троице. Сейчас от всей царской резиденции ничего не осталось – ни дворца, ни хозяйственных построек, ни ограды. Зато сохранилась и после реставрации засияла в полном блеске настоящая архитектурная жемчужина – храм Благовещения, построенный в 1675-1677 годах. Царский парадный вход в примыкающую в храм с запада трапезную имеет поистине сказочный вид. Вот как описывает его в своей книге «Подмосковье» известный искусствовед М.А. Ильин: «Расходящиеся в стороны крытые «ползучими» сводами и арками лестницы чередуются с лестничными площадками – рундуками, увенчанными шатрами на столбах. В центре расположена полая, представленная как бы в разрезе «бочка». Эта бочка, хотя и выполненная в кирпиче на железном каркасе, имеет прямое отношение к декоративной форме, часто применявшейся в те годы в деревянной архитектуре. Именно здесь, в Тайнинском, в фасаде трапезной мы с особой яркостью ощущаем взаимовлияние каменных и деревянных форм, сказавшихся столь ярко в древнем русском зодчестве. Каждый побывавший в Тайнинском надолго запомнит это редчайшее произведение русского архитектурного искусства».
Следует еще сказать, что шатры на столбах первоначально были покрыты зеленой черепицей, наподобие завершения башен Московского Кремля, большинство из которых возводились практически в одно время с церковью (в 1672-1688 годах). Итак, еще раз повторим: фасад трапезной Благовещенского храма –редчайшее произведение русского архитектурного искусства, он уникален и не имеет примеров в русском каменном зодчестве.
Несколько слов о «бочке» как декоративной форме декора зданий. Бочка – двускатное покрытие килевидного сечения, расширяющееся над основанием. На русском Севере вплоть до XVIII века возводилось множество храмов, у которых кровля или вход в здание украшались бочкой. Сегодня от этих деревянных храмов почти ничего не осталось.
Стилизованная бочка украшала и уникальный деревянный храм Успения в Кондопоге, уничтоженный вандалом буквально в наши дни.
Новый расцвет деревянного зодчества в нашей стране приходится на середину и конец XIX века, когда в архитектуре утвердился так называемый «русский стиль». Как отмечает известный историк архитектуры Е.И. Кириченко, в конце XIX века происходит «фольклоризация профессиональной архитектуры и, наоборот, приближение народной архитектуры к профессиональной. Сфера действия этого феномена – деревянное жилищное строительство городских низов. Такие деревянные дома составляли основную массу застройки переулков и тихих улиц в Москве». Этот феномен полностью затронул и строительство дачных поселков вокруг Москвы, в том числе и дачный поселок Перловку… Все, кто побывал в замечательном музее-заповеднике Абрамцево, наверняка запомнили небольшой домик, похожий на старинный теремок. Дом так и называется – «Баня-теремок».
Здание украшает высокая отвесная крыша, раскрашенная «под шахматы», и стилизованная бочка над входом. Удивительно, что лет 20 тому назад в Перловке рядом с Ярославским шоссе на 1-й Вокзальной улице стоял дом (бывшая дача балерины Гольберг), в какой-то степени напоминавший теремок в Абрамцеве: на фоне круто вздымающейся крыши очень эффектно выглядела бочка. Бочка украшала также построенный в русском стиле архитектором П.П. Зыковым в 1896 году храм Донской иконы Божией Матери.
Построенные в русском стиле дома украшались народной пропильной резьбой. Существуют две разновидности этой резьбы – ажурная и накладная. Ажурная резьба (выпиловка, кружевная прорезь) производит впечатление кружева. Если подобную резьбу наложить на деревянную основу («глухой» фон), то в этом случае она становится накладной. К 1913 году пропильная резьба получила наибольшее развитие. Ею украшали многие детали дома: карнизы, слуховые окна, столбы, наличники окон. Почти все старые дома Мытищ в той или иной степени были украшены резным убранством. Это прежде всего прекрасно сохранившийся особняк Ю.А. Буянова (ул. Селезнева, д. 41А). В этом доме резьбой украшены карнизы и подкарнизное пространство мезонина и первого этажа, замечателен пояс из накладной резьбы,
проходящий под окном мезонина. Резьбой декорирована в виде своеобразного фриза и уникальная, напоминающая патио, открытая веранда. В верхней части столбов, поддерживающих крышу веранды, помещены резные кронштейны. Не менее пышно украшены накладной и ажурной резьбой наличники мезонина и первого этажа. Резное убранство этого дома оставляет неизгладимое впечатление на всех побывавших в нем посетителей.



Павел Власов
(Продолжение следует...)