b4701a27841c8ab82cdd7dfa14ce3723

Сегодня пришло время законодательно вернуть обязательную техническую инвентаризацию жилищного фонда, так как ее отсутствие напрямую влияет на безопасность проживания граждан в жилых домах и усложняет порядок получения ими льгот и субсидий на оплату ЖКУ в проактивном порядке, заявил вице-губернатор Московской области Евгений Хромушин на форуме «Настоящее и будущее государственного учета недвижимости», который прошел в Доме правительства Московской области.

«В настоящее время единая система государственного учета жилищного фонда, предполагающая сбор, накопление и использование достоверной информации о составе фонда, его местоположении, техническом состоянии, уровне благоустройства и стоимости фактически не налажена, поэтому усложняет работу как по определению приоритетов при формировании программы капитального ремонта многоквартирных домов, так и при формировании прав граждан на получение мер социальной поддержки по оплате ЖКУ в проактивном и автоматизированном формате. С просьбой рассмотреть данный вопрос и принять советующее законодательство мы обратились к депутатам профильного Комитету ГД РФ. Уверен, что решение данного вопроса в скором времени сдвинется с мертвой точки», - сообщил Хромушин.

Сегодня, в соответствии с жилищным законодательством, должен вестись государственный учет жилищного фонда, что предполагает техническую инвентаризацию и паспортизацию жилых помещений, связанную с обеспечением их соответствия установленным законом требованиям. В настоящее время единая система гос. учета жилищного фонда не ведется.

После создания объединенной системы кадастрового учета объектов недвижимости фактически прекратился государственный учет жилищного фонда. Иными словами, кадастровый учет получил приоритет над государственным. По оценке экспертов, это привело к бессистемности государственного учета. Сегодня отсутствует единая база данных об объектах недвижимости – сведения собирают и федеральные, и региональные, и муниципальные предприятия. Каждый ведет свой архив, свои информационные ресурсы, информация часто противоречивая и получить всю достоверную информацию часто невозможно.

При этом, сведения Государственного кадастра недвижимости об объектах капитального строительства не могут заменить информацию, получаемую в ходе проведения технического учета и инвентаризации. Проверка внутреннего состояния здания сейчас проводится только по желанию собственников.

Информация о площади построек, внутренней планировке, техническом состоянии объектов является устаревшей. БТИ перестали выполнять функции тех. учета в 2008 году. С тех пор возникло много коммерческих организаций, которые выдают справки о техническом состоянии помещений, но у них нет архивов, поэтому их сведения неполные и не всегда ясно, законна ли перепланировка. Кроме того, такие организации нередко выдают любые справки, если с ними «договориться», поэтому системно бороться с незаконными перепланировками сейчас практически невозможно.

Такая ситуация прямо угрожает безопасности проживания граждан в жилых домах. Самовольные перепланировки могут нарушать права соседей и создавать угрозу для их здоровья и жизни.

Обмер новостроек позволит определить реальную площадь квартир. Она порой существенно отличается от заявленной застройщиком и оплаченной покупателем. Иногда жильцы доплачивают за неучтенные квадраты, иногда им платят компенсацию за недостающие метры. Возвращение практики обязательной инвентаризации поможет точно определять площадь квартир в новостройках. Кроме того, многие дома, в которых фактически два или три этажа, в кадастре прописаны как одноэтажные. В итоге налогооблагаемая база значительно занижается.

Обязательная инвентаризация позволит более точно определять базу для налогообложения. Иногда из-за самовольных пристроек площадь, которая должна облагаться налогом, увеличивается в два раза, но владельцы не платят налоги полностью.

В случае возврата института обязательной технической инвентаризации включения многоквартирных домов в план на капремонт будет зависеть от фактического износа здания. Это важно, поскольку нормативный износ часто отличается от реального. Нормативный износ - это «средняя температура по больнице». К примеру, у одного из двух построенных в одно время домов мог подмываться фундамент, а у второго условия были идеальными. Фактический износ у них будет разный. Кроме того, сведения о фактическом износе помогут проводить капремонт более эффективно и разумно, с учетом реальных проблем, выявленных у конкретного дома.

«Необходимо максимально способствовать построению системы государственного учета жилищного фонда, позволяющей индивидуализировать объекты государственного учета жилищного фонда, в том числе по его отдельным техническим характеристикам», - заключил Хромушин.