Дачная жизнь Тайнинки на стыке XIX–XX веков
В России изначально слово «дача» употреблялось в значении – дар, подарок и пожалование и происходило от глагола «дати» (давать). Только во второй половине XVII века слово «дача» приобрело современное значение – как загородный дом с приусадебным участком, расположенный недалеко от города и не являвшийся при этом основным местом жительства хозяина дома.
Бурное развитие дач началось в середине XIX века, когда «поселки для отдыха» стали строить подальше от города. С появлением железных дорог совпало и возникновение в России целого слоя людей – чиновников, творческой интеллигенции, инженеров, врачей, которые не имели фамильных усадеб, но, обладая достаточными финансами, летом хотели выезжать из становящихся дымными городов. Чаще всего они не покупали, а арендовали на 3–4 летних месяца загородное жилье.
Армия дачников росла стремительно. К 1888 году вокруг Москвы было уже 6 000 дач.
Местность Тайнинская стала привлекательной для летнего отдыха, когда предприимчивые люди, почувствовав спрос на дачное жилье, стали скупать землю и строить на ней дома для последующей сдачи внаем. Тайнинку, когда не было одноименного полустанка, обозначали как место близ Перловской платформы, где земля с сухим, преимущественно песчаным грунтом не давала застаиваться воде, где поражало обилие зелени, где постоянно шло озонирование воздуха неистощимым поставщиком здорового смолистого аромата – близким Лосиным островом и, что немаловажно, рядом протекала Яуза.
Когда в конце XIX века на железной дороге устроили платформу Тайнинская, поток дачников резко возрос. Сыграли роль пешая доступность остановочного железнодорожного пункта от дач и близость к Москве. В разгар сезона составы были битком набиты отцами семейства, курсировавшими между городом и дачей. В 1913 году пресса отмечала: «Поездов ходит порядочно, но ровно столько, сколько ходило 5–6 лет назад, а дачные местности разрослись. С пассажирами обращаются как со стадом баранов, вагоны берутся приступом, а мест нет даже в 1-м и 2-м классе». Транспортные неудобства не отпугивали дачников.
Все бы ничего, но в 1913 году для московских дачных поездов было установлено ограниченное время стоянки, ссылались, как это у нас обычно бывает, на зарубежный опыт. Вот только в европейских вагонах выходы имелись из каждого купе, а в русских – всего два, в начале и в конце вагона.
Проблему подметил Гиляровский: «Если на полустанке вагон не дошёл до платформы, повиснуть надо над откосом полотна, иногда покрытым острым щебнем, иногда полуаршинной глубины грязью. Повиснуть над бездной, имея багаж, сложенный на площадке вагона в ожидании носильщика или доброго человека из пассажиров, который передаст вам багаж, когда вы очутитесь на земле.
А, между прочим, для дачных поездов в прошлом году на некоторых железных дорогах были установлены полуминутные остановки, да именно на тех полустанках, где платформа длиной в три вагона, а пассажиры остальных вагонов обречены на сальто-мортале прямо на полотно. И строго, под угрозой штрафа, было предписано начальникам станций ровно минуты и не больше держать поезд.
Пассажир только успел вынести на площадку корзину или кулек с провизией и начинает спускаться, чтобы через пять минут быть на своей даче и мирно обедать в кругу семьи… Он уже опустил ногу с нижней подножки вагона и ищет отдаленную землю… Но вдруг по мановению руки начальника станции весь поезд без звонка и свистка тихо двигается, и бедный пассажир взбирается опять на площадку, так как перед ним стоит задача рыцаря на распутье:
– Сам соскочишь – багаж остался… Домой попадешь – обеда не будет!
И едет до следующей станции. А тут на грех контролер:
– Цап-царап! Пожалуйте доплату!..
И пойдет канитель со всеми последствиями… И вместо того, чтобы пообедать дома, вы можете очутиться в жандармской следующей станции, откуда вас могут отправить под конвоем пешком за 15 верст в стан.
– Для удостоверения личности!
– Полминуты! Ни секундой больше! Иначе штраф, – помнит начальник станции и строго блюдет расписание.
А что делать пассажиру в полуминутную остановку? Как выйти из вагона?
Если еще при этом впереди вас стоит на площадке вагона почтенная старушка на костылях или весь коридор впереди перед вами займет купчиха пудов на одиннадцать весом, да еще с двумя кульками и чемоданом?».
Однако привлекательность дачной жизни от этого не убывала, а дачи, даже дорогие, пользовались спросом. П.П. Канчаловский в обзоре «От Москвы до Архангельска по Московско-Ярославско-Архангельской железной дороге» писал в 1897 году: «На расстоянии версты от Перловской платформы, по направлению к Мытищам, находится платформа Тайнинская. Возле нее расположено несколько хороших, но не дешевых дач в лесу. Эти дачи построены разными владельцами на земле, арендуемой ими у удельного ведомства».
(Продолжение в следующем номере)
Валентина БЛОХИНА, Татьяна ИВАНОВА