Как запускали первую электричку

a8cee842604a6145152b5e3f924020a1

3 августа 1929 года на участке железной дороги Москва – Мытищи был запущен первый в России электропоезд.

Развитию нового вида железнодорожного пригородного сообщения предшествовало утверждение Совнаркомом в 1921 году государственного плана электрификации Советской России (ГОЭЛРО). Согласно этому документу для установления связи между главными промышленными районами РСФСР создавалась разветвлённая сеть электрифицированных железнодорожных линий.

Одним из участников строительства был Николай Арбузкин, которому на бирже труда дали направление на Ярославскую железную дорогу. Когда юноша пришёл на работу, то увидел десятки таких же, как он, восемнадцатилетних ребят. Всех их собрал прораб Иван Власов и как бы в шутку спросил: «Кто из вас смелый, не боится по деревьям лазить?» Николай и ещё десять ребят подняли руки. Прораб сказал им, что они будут подвешивать контактную сеть.

На станции Лосиноостровская рабочие устанавливали консоли под несущий трос и завешивали гибкие поперечины. Материал таскали на своих плечах. Несущий трос или контактный провод раскатывали с катушки прямо по шпалам. Рабочие по очереди поднимались на десятиметровую лестницу и на высоте делали работу. За день вставляли по две консоли и по одной поперечине.

Разобравшись, что к чему, они вскоре отказались от лестницы, которая только тормозила работу, да и таскать её нелегко было. Наловчились лазить на самый верх по опорам, подстраховавшись предохранительным поясом. Для раскатки же проводов приспособили стрелу. И дело пошло веселее. За смену рабочие уже ставили по 18 консолей и по 8 поперечин, а трос или контактный провод подвешивали на расстоянии до 3000 метров.

– 3 августа состоялся первый пуск электрички, – вспоминал Николай. – Принаряженные, мы пришли на Ярославский вокзал. Радости и ликованию не было предела. Мы уселись в вагоны электрички и под звуки духового оркестра доехали до Мытищ.

Более пятидесяти лет проработал на железной дороге Николай Алексеевич Арбузкин. Свою карьеру он начинал чернорабочим, а закончил квалифицированным монтажником. За самоотверженную работу ему присвоено звание почётного железнодорожника России. 

0
В поисках книжных сокровищ
Уличное искусство – графика города

Обратная связь