Тайны Донской слободки

-_20220207-083858_1

Практически во всех древнерусских городах имелись военные слободы – Стрелецкая, Пушкарская, Казачья. К какому роду войск принадлежала воинская часть, расквартированная после Великой Отечественной войны в Донской слободке посёлка Перловка, доподлинно неизвестно. Режим секретности в те годы исполнялся неукоснительно. Судя по тому, что из пяти генералов Советской армии, получивших, как сказано в решении исполкома Мытищинского горсовета от 15.04.1945 года, «земельные наделы для индивидуальной застройки», четверо относились к военно-инженерному ведомству, то можно предположить, что разместилось здесь инженерное подразделение. Правда, уже на памяти представителей моего поколения бойцы, служившие в военной части Донской слободки, носили голубые погоны военно-воздушных сил. Но какие задачи они выполняли, остаётся пока ещё государственной тайной.

Доморощенные экскурсоводы, проникающие в наши дни на территорию бывшей воинской части, конечно же, обращают внимание своих подопечных на необычную конструкцию, с виду похожую на мусорный контейнер. Действительно, внутреннее пространство этого сооружения доверху наполнено всяким хламом. Правда, к лицевой обшивке его приварена эмблема Военно-воздушных сил СССР, что вызывает вопросы. Еще одна тайна Донской слободки? Для молодых людей поколения гаджетов – возможно. Но люди постарше знают, что означает золоченый знак с крылышками и звездочкой. Знают, что называется, не понаслышке.

В далекую пору моей юности нас, учеников седьмого «Б» класса, привел в эту воинскую часть школьный военрук. Здесь мы должны были участвовать в заключительном этапе районной военно-спортивной игры «Зарница». Игра эта представляла имитацию боевых действий, похожую на военные учения, и являлась частью системы начальной военной подготовки советских школьников. Со склада нам выдали деревянные автоматы Калашникова. С ними мы и промаршировали перед командиром части, который стоял на трибуне с эмблемой ВВС на лицевой обшивке. Трибуна эта сохранилась до наших дней, правда, используется ныне не по своему прямому назначению.

Летом 2013 года, собирая изобразительный материал для своей первой краеведческой книги «Мытищинское междуречье», я тайком проник на заброшенную территорию той самой воинской части, где в 1975 году бегал с деревянным калашниковым и вертел ручку полевого телефона, представляя себя маститым воином. За час-полтора, прячась в кустах от бездомных собак и сонных охранников, отснял почти всю «уходящую натуру» бывшего секретного объекта. Многое, что удалось тогда зафиксировать, уже не существует в действительности и осталось только на фотоснимках. Но я не об этом, а о том, что тогда произошло.

В самый разгар «фотосессии» ударил гром и полил почти тропический июльский ливень. Чтобы не промокнуть и переждать грозу, я забежал в ближайший неохраняемый объект. Коротая время, осмотрелся, и мне на глаза попался армейского образца ящик защитного цвета. Открыв его, я обнаружил на дне пару тех самых деревянных макетов автомата Калашникова, которые нам когда-то выдавали на «Зарнице». Вот так соединилось время – и такая весточка из прошлого дорогого стоит! Сегодня этот «трофей» висит у меня на даче, но внук Вася почему-то не испытывает того восторга, который испытывали мы в своей юности, держа в руках это «боевое оружие». У поколения Z – другие игрушки и иные увлечения…

Завершить свою экскурсию по бывшей Донской слободке я бы хотел сенсацией. В самом деле, сенсацией неожиданной, в том числе и для меня. В 2013 году мне удалось сфотографировать один из немногих уцелевших объектов на территории бывшей воинской части. Правда, привлек он моё внимание совсем не потому, что выделялся на фоне окружающей разрухи своими изящными и почти нетронутыми временем формами. Нет. Просто в его облике проглядывалось что-то необычное для типовых армейских строений, которые я так же добросовестно отснял.

Это уже потом, изучая архивные документы, сопоставляя карты и чертежи, я осознал, что мне случайно удалось запечатлеть, а значит, и сохранить для будущих исследователей памятник дачной архитектуры дореволюционного времени. Помню, что меня не ввела в заблуждение даже чудом уцелевшая табличка при входе в здание: «Штаб и Учебный корпус». Сама архитектура сооружения, резная отделка карнизов и наличников, симметричная бревенчатая кладка – всё говорило о том, что эта дореволюционного времени постройка только приспособлена под нужды советского времени. На самом же деле изначально у неё было другое предназначение.

Правда, то, что это здание является одной из дач Донской слободки, стало понятно, когда мне в руки попал детальный план дачной Перловки 1884–1885 годов. Сопоставив его со схемой, на которой были нанесены строения санатория «Перловка», я окончательно убедился, что сохранившийся на территории бывшей воинской части дом – это и есть историческая дача Александрова-Урусова. Возможно, построена она была еще при купцах Перловых, следовательно, в позапрошлом столетии.

В Тайнинке и Перловке практически не сохранилось строений того времени. Можно назвать лишь дачу меховщика Михайлова (дом с колоннами), флигель баускского мещанина Грубе и еще несколько подобных объектов. Не так давно Министерством культуры Московской области была взята под охрану так называемая «дача Буянова» в Перловке (1895 года постройки). Но многое уже пропало безвозвратно. К сожалению, недавно была утрачена дача Репневых (дом с ротондой), которую любили изображать местные художники на своих холстах. И чтобы дача Александрова-Урусова не повторила судьбы многих и многих утраченных дачных строений, её, безусловно, могли бы взять на учет организации, отвечающие за охрану памятников. Не так много у нас, в городском округе Мытищи, объектов дачной архитектуры, чтобы мы позволили исчезнуть оригинальному архитектурному сооружению в бывшей Донской слободке.

И в заключение. Старые дома живут долго, когда они приносят пользу людям. Дома и строятся для людей. Дача Александрова-Урусова стоит на границе двух старинных дачных поселков – Перловки и Тайнинки. Поэтому было бы логично разместить в отреставрированном здании выставочную экспозицию, посвященную дачной жизни на рубеже XIX–XX веков. Новый музейный объект в возрожденном парке Донской слободки в перспективе может стать частью востребованного туристического маршрута. Слово за теми, кто в этом заинтересован.

Сергей Ветлин,

заведующий сектором краеведения МАУК «БИЦ» 

0
Музыкальные инструменты для 24 детских школ искусс...
Арт-проекты Московской области участвуют в выставк...

Обратная связь