Из истории пожарного дела в Мытищах
Вчера отмечался Международный день пожарных. И сегодня мы хотим поделиться с вами статьей «Из истории пожарного дела в Мытищах»
Одним из великих бедствий на Руси были пожары. Они, как говорили, были страшнее и убыточнее всех войн, неурожаев и болезней. В местах, застроенных деревянными зданиями, огнем безжалостно уничтожались целые селения и даже города. По нескольку раз выгорали Владимир, Суздаль, Юрьев, Новгород. Почти постоянно бушевали пожары и в Москве. Как же наши предки противостояли этой страшной стихии, и какие меры предпринимали для борьбы с пожарами?
Перенесемся мысленно на несколько веков назад в наше историческое прошлое.
Царь Алексей Михайлович – отец Петра I, обеспокоенный частыми пожарами в Москве, в апреле 1649 года издал «Наказ о градском благочинии». В нем говорилось, что государь приказывает: «Ивану Андреевичу Новикову, да подъячему Викуле Панову быть в объезде в Белом Каменном городе от Покровской улицы по Яузские ворота и по Васильевскому лужку для бережения от огня и всякого воровства» (воровством в старину называли всякое преступное действие, в том числе поджог). Была введена пожарная повинность – «с десяти дворов по человеку с рогатины, и с топоры, и с водоливными трубами», и всем этим людям полагалось ездить и днем и ночью по всем улицам и переулкам. А если где будет замечен пожар, то им предписывалось немедленно там быть со всем снаряжением и пожар потушить.
Подобные пожарные команды действовали до начала XIX века, а затем пожарная повинность с городских жителей была снята, и пожары тушить стали постоянные пожарные команды, в которые указывалось брать только тех мужчин, кто не годен к строевой службе. Первая постоянная пожарная команда появилась в Петербурге в 1803 году, в Москве годом позже – в 1804-м. А какими были в то время первые пожарные части? Об одной из них рассказывает В. Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи». Она располагалась в глубине Тверской площади, как раз напротив дома московского генерал-губернатора (в этом здании, надстроенном в 1939-1940 годах двумя этажами, сейчас находится Моссовет). В казарме, грязной и промозглой, пожарные были набиты, как сельди в бочке, и спали вповалку на нарах, а кругом сушилась на веревках промокшая на пожарах одежда. Пока не было телефонов, пожары усматривали с каланчи. Там, на самом верху, огороженном барьером, день и ночь ходил часовой. Заметив пожар, он дергал пожарную веревку, и звонил сигнальный колокол на столбе посреди двора. По тревоге выбегали пожарные, на ходу одеваясь в не успевшую просохнуть одежду, надевали медные каски, выкатывали бочки с водой, запрягали лошадей. И громыхал по булыжной мостовой пожарный обоз так, что стекла в домах дрожали. А впереди, указывая путь, и зверски дудя в медную трубу, мчался на коне вестовой с горящим факелом. Народ шарахался во все стороны.
Вначале XX века появились первые пожарные автомобили (в 1908 году – в Москве). Обычно первым на нем мчался на пожар брандмейстер (начальник пожарной команды) с фельдшером и несколькими пожарными.
А вот что говорит В. Гиляровский о пожарных, их тяжелом и опасном труде: «Каждый пожарный – герой, всю жизнь на войне, каждую минуту рискует головой. А тогда в особенности: полазь-ка по крышам зимой, в гололедицу, когда из разорванных рукавов струями бьет вода, когда толстое сукно куртки и штанов сделаются как лубок, а неуклюжие огромные сапожищи на железных гвоздях сделаются как чугунные…
Топорники, каски которых сверкают сквозь клубы черного дыма, раскрывая железо крыши, постоянно рискуют провалиться в огненные тартарары. А ствольщик вслед за брандмейстером лезет в неизвестное помещение, полное дыма и, рискуя задохнуться, ищет, где огонь и заливает его. Трудно зимой, но невыносимо летом, когда пожары часты».
ВXIX веке в России ежегодно бывало в среднем 50 тысяч пожаров, 95% которых приходилось на села и деревни. В то время в сельской местности пожарная охрана находилась главным образом в руках самого населения. Об этом свидетельствует документ, обнаруженный при сносе здания бывшего Мытищинского волостного правления на Ярославском шоссе. Волостной старшина направил приказ старосте деревни Заречная Слобода: «Строжайше предписываю тебе сейчас же предоставить в правление именной список всем домохозяевам – кто именно, с каким огнеспасительным инструментом должен являться на пожар, а в случае медленности в исполнении подвергнется денежному оштрафованию, Октября 9 дня 1868 года».
Таким образом, каждый домохозяин должен был иметь в готовности лопату, ведро, багор, топор и обычно по набату колокола Владимирской церкви все взрослые жители обязаны были немедленно являться на место пожара.
В1898 году в московской газете «Русское слово» сообщалось о нескольких пожарах, произошедших в селе Большие Мытищи, – сгорели дом и все хозяйство крестьянина Михаила Елычева. Хозяев спасли случайно проезжавшие по селу возчики.
Летом сгорела часть принадлежащего М. И. Арцыбушевой дома с мезонином, который занимали чертежники вагоностроительного завода. Пожар был потушен собравшимися рабочими с соседних заводов и окрестных селений. Эти события свидетельствуют о том, что в Мытищах в то время еще не было организованной пожарной команды. Не лучше было положение и в других местностях.
Ситуация стала изменяться во второй половине XIX века, когда наряду с профессиональными командами, которые содержались за счет городской казны, стали создаваться вольнонаемные команды и добровольные пожарные дружины – городские, сельские, заводские, железнодорожные и другие. Они состояли из местного населения и собирались по тревоге. Большую роль в развитии добровольчества сыграло создание Российского пожарного общества, с 1901 года – Императорского Российского пожарного общества (ИРПО), главной целью которого было объединение действий добровольных пожарных команд и открытие новых по всей России. Председателем ИРПО императором был назначен великий князь Владимир Александрович.
В январе 1904 года появилось сообщение о создании в селе Большие Мытищи добровольной пожарной дружины и утверждение ее устава.
Своим небесным покровителем дружина избрала святого пророка Илью, в день которого 20 июля (2 августа по новому стилю) устраивались большие торжества, начинавшиеся богослужением, после чего для дружинников и приглашенных на этот праздник гостей устраивали угощение.
Мытищинская добровольная пожарная дружина (МДПД) формировалась из местного населения. Это были в основном рабочие мытищинских предприятий, большинство из которых работали на вагоностроительном заводе.
Почетным попечителем дружины общим собранием был избран управляющий вагоностроительного завода (с 1900 по 1911 год) Станислав Генрихович Лабунский, который оказывал дружине немалую поддержку и делал «полезные пожертвования» в ее пользу. С.Г. Лабунский был приглашен из Петербурга, где он работал начальником вагонного отдела на Путиловском заводе. Прекрасный специалист, строгий и требовательный руководитель, он сумел не только наладить работу завода, но и заслужил добрую память своей благотворительной деятельностью. Лабунский значится в списках Благотворительного общества при Мытищинской лечебнице, и его ежегодные пожертвования в период с 1900 по 1905 год составляли по 25 тысяч рублей. При его содействии была открыта заводская библиотека. Большую поддержку он оказывал художественным коллективам мытищинского Народного дома, в том числе драматическому. Завод купил инструменты для духового оркестра, был организован рабочий хор, и сшиты костюмы для выступающих. По воспоминаниям, Лабунский сам с женой ходил на все концерты.
Мытищинская добровольная пожарная дружина размещалась на нынешней улице Карла Маркса у ее пересечения с улицами Титова и Бояринова. В 1913 году здесь было построено новое пожарное депо-гараж, где хранилось пожарное имущество и стояла пожарная машина. Это было одноэтажное бревенчатое здание, к которому по обеим сторонам примыкали подведенные под одну крышу две квартиры, сдававшиеся в аренду семьям пожарных.
Существовала МДПД на собственные доходы, это были членские взносы, благотворительные пожертвования, субсидии от губернского земства, вознаграждения от страховых обществ за тушение пожаров, дежурства в Народном доме и др.
В1912 году был приобретен первый пожарный автомобиль фирмы «Роше и Шнейдер» с приспособлением для качания воды, а до этого дружина выезжала на пожары на запряженных лошадьми повозках с дубовыми бочками и пожарным снаряжением. Выезжали немедленно по тревоге: звонил пожарный колокол, висевший на воротах депо, иногда звучал набатный колокол Владимирской церкви, а на пожары, случавшиеся на вагоностроительном заводе, вызывал заводской гудок, использовалась и телефонная связь.
МДПД обслуживала довольно обширный район. Кроме села Большие Мытищи с прилегающими к нему промышленными предприятиями и деревнями, были выезды на пожары в дачные места – Тайнинская, Перловская, Тарасовка, Лосиноостровская, Болшево и др. Часть дружинников прибывала на место пожара на пожарном автомобиле, другая группа по договоренности с железной дорогой – на экстренном поезде. Курьезов во время выездов на пожары было немало. Однажды охрана завода не выпустила из проходной в рабочее время дружинников, вызванных на пожар, хотя списки и пропуска были переданы заранее. Работу пожарных осложняло к тому же плохое состояние дорог. Седьмого мая 1929 года в Мытищинский городской совет поступило письмо от пожарной дружины: «С 5-го на 6-е мая в 1 час 15 минут ночи был выезд на пожар в поселок Тайнинский. Выехав из пожарного депо и проезжая мимо бани и водоразборной колонки, автомашина увязла в грязи, и ее пришлось вытаскивать до 4 часов 10 минут утра и вернуться назад в депо. Депо отрезано от нормальных дорог непролазной грязью и в дальнейшем пожарная команда выезд на пожар на автомашине прекращает до исправления дороги».
Ответ последовал 24 мая: «С началом открытия общественных работ по г. Мытищи в первую очередь будет немедленно отремонтирована дорога, ведущая от пожарного депо».
В районном архиве (фонд 72, опись 1) сохранились сведения о Мытищинской добровольной пожарной дружине за период с 1927-го по 1929 год (в то время она стала городской).
В перечне пожарного имущества и инвентаря, которым тогда располагала дружина, значатся более 70 предметов, в их числе два пожарных насоса «Челенж» фирмы «Густав Лист» и один фирмы «Смит», 35 медных отникелированных касок, автомобиль фирмы «Фиат», а тот, что приобретен был еще в 1912 году, отмечен как «негодный».
В одном из документов сообщалось, что в июне 1929 года вагоностроительный завод быстро исполнил просьбу комитета дружины отникелировать вновь купленные 22 пожарные каски за наличный расчет без накладных заводских расходов.
На то время в списке дружины по отрядам состояли: ствольщики – 4 человека, лазальщики – 9, топорники – 2, багорщики – 8, трубники (обслуживали насосы) – 17, санитары – 2, охрана – 7, сигналист – 1. Начальник дружины – Д. Тимофеев, помощник – П. Чепонис. Из них только пять человек работали на других предприятиях, остальные – на вагоностроительном заводе. Среди членов дружины упоминается С. Ф. Прозин. Оказалось, что в Старых Мытищах живет его дочь, Л. С. Педченко, она и передала в 2004 году в историко-художественный музей хранившиеся в семье фотографии и документы своего отца – одного из первых мытищинских пожарных. Мы можем впервые увидеть на фотографиях, сделанных в начале XX века, личный состав Мытищинской добровольной пожарной дружины. К сожалению, пояснений к ним нет, но вполне возможно, опираясь на известные факты, высказать предположения. На одном из снимков дружина запечатлена возле Народного дома (на этом месте сейчас здание ГИПРОИВа) со знаменем, которое по уставу сельских пожарных дружин выносили в особо торжественных случаях. Возможно, это празднование очередной годовщины существования дружины, на торжества обычно приглашали почетных гостей, и мы их видим на фотографиях. Кто они? Неизвестно, но следует в этом случае вспомнить, что почетным попечителем дружины после С.Г. Лабунского был избран новый управляющий вагоностроительного завода Александр Сергеевич Полубояринов.
Вчисле пожизненных членов пожарной дружины был директор-распорядитель кирпичного завода «Товарищество В.К. Шапошников, М.В. Челноков и К0» в Мытищах – Георгий Карлович Жасмин, делавший немалые пожертвования в пользу дружины. Почетными членами, также оказывавшими помощь дружине, были Фаддей (Тадеуш) Мартынович Плуховский – главный бухгалтер вагоностроительного завода, приехавший из Петербурга с Лабунским, председатель правления дружины в 1913-1914 годах, и московский генерал-губернатор, замминистра внутренних дел Владимир Федорович Джунковский.
Сергей Федорович Прозин (1884-1933) вступил в Мытищинскую добровольную дружину 1 августа 1906 года и служил лазальщиком – по приставной лестнице нужно было стремительно взбираться на чердаки, крыши, верхние этажи горящих зданий, в руках были топор и спасательная веревка. Первая мировая война на время прервала его службу, он был призван в армию, но потом снова возвратился в дружину и занимал в ней различные должности: лазальщика, начальника лазальщиков, санитара, помощника старосты, избирался секретарем правления дружины, ее казначеем.
В 1911 году за долговременную и бескорыстную службу в любимом пожарном деле С.Ф. Прозин был награжден серебряным знаком Императорского Российского пожарного общества (ИРПО), который носили на правой стороне груди. Но в семье этот знак не сохранился, и музею был передан бронзовый отличительный знак ИРПО, право его ношения на левой стороне груди предоставлялось тем, кто лично принимал участие в тушении пожаров и делал ежегодные денежные взносы в пользу общества.
1 августа 1923 года С.Ф. Прозину был направлен поздравительный адрес, в котором говорилось: «Уважаемый Сергей Федорович! Пролетарская Добровольная пожарная дружина в день 19-й годовщины существования дружины выделяет из своих рядов наиболее старательных, самоотверженных и отличившихся дружинников на поприще пожарного дела, в числе которых Вы избраны Героем труда пожарного дела…». Собственноручная надпись на фотографии со знаменитой пожарной каской на голове – «Герой труда пожарного дела, доброволец С. Ф. Прозин. 8 августа 1923 г.» сделана явно под впечатлением от только что присвоенного ему почетного звания. В последние годы жизни он работал бухгалтером на Мытищинском хлебозаводе.
В 1920-х годах в районе г. Мытищи существовало более десяти заводских и местных пожарных команд, и каждая в отдельности, не располагая достаточными техническими средствами огнетушения, не могла самостоятельно осуществлять пожарную охрану. В мае 1928 года Мытищинский горсовет принимает решение – в целях наилучшего обеспечения пожарной охраной предприятий города и станционных сооружений создать городскую профессиональную пожарную команду. Для строительства пожарного депо вагоностроительному заводу был предоставлен в аренду земельный участок по улице Колонцова на месте бывшего дома №7 (за фабрикой «Вискоза»). В 1929 году, по окончании строительства, в депо была размещена пожарная команда завода, которая не один десяток лет обслуживала город.
С тех пор прошло немало времени, сменились поколения. В наши дни в распоряжении пожарной охраны находится современная мощная техника, применяются новые технологии тушения пожаров. Но пожары, как и в те давние времена, являются одними из самых страшных бедствий, а работа пожарных, связанная с постоянным риском, – одной из самых опасных. Спасая имущество, людей, они порой гибнут сами.
Так что и в наши дни каждый пожарный – герой.
В настоящее время мытищинская противопожарная служба размещается в новом здании на ул. Комарова и находится в ведении МЧС России.
Наталья Товстуха
Фото из фондов Мытищинского историко-художественного музея