Колокольчики, бубенчики звенят
Колокольчики, бубенчики звенят
Житель Мытищ Геннадий Смирнов уже много лет собирает предметы старины.
И одно из самых заметных мест в его коллекции занимают колокольчики из различных уголков России. Представляем нашим читателям его рассказ об истории бубенцов и колокольчиков на Руси.
Старая Троицкая дорога... Многое она видела за свои века. Ежегодно по ней в лавру проходило до миллиона человек. Знавала дорога и лихой пролет троек, и неспешную езду обывательских подвод, и извозчичьи повозки с седоками и без них. Все это ушло в далекое прошлое и стало историей.
Сегодня только в кинофильмах или на стилизованных народных праздниках в городах и селах можно услышать перезвон бубенцов поддужного колокольчика на лошадиных тройках. А когда-то этот чисто русский своеобразный инструмент скрашивал дальнюю дорогу на необъятных просторах страны ямщику и седоку.
Но колокольчик и бубенцы выполняли еще одну, не менее важную роль. Они помогали найти заблудившуюся в зимней пурге тройку, да и, как верили ямщики, отпугнуть злых духов, которые боятся звона, отдаленно напоминающего звук церковного колокола.
Колокольчик был незаменим, когда надо было заранее известить о приближении экипажа сторожей из инвалидных команд, что несли службу при въезде в город. А то мог произойти и такой казус, про который сказано у поэта Александра Сергеевича Пушкина: «Иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид…».
Но все же у колокольчика с бубенцами были и более значимые функции – служебные. В одной из песен есть такие строчки: «Слышу звон бубенцов издалёка – это тройки знакомый разбег». Звон предупреждал станционных смотрителей о приближении почтовых троек, чтобы подготовить подмену для дальнейшей поездки. Особенно важно было спешно заменить лошадей при доставке курьерских и фельдъегерских документов.
Опытные станционные смотрители, по многочисленным свидетельствам очевидцев, могли за версту определить по звону даже звание должностного лица, приближавшегося в экипаже к станции.
Знатоки истории русской тройки утверждают, что для служебных поездок отливались и использовались специальные колокольчики, которые запрещалось иметь на других экипажах.
Эти звонкие детали конской упряжи изготавливались во многих городах и селениях России, но в конечном результате сформировались в двух центрах – на Валдае и в селе Пурех Нижегородской области.
Колокольчик, в некоторых источниках названный «позвонком», а у мастеров ласково – «колоколком», выпускался вместе с бубенцами, которые подбирались по особому тембру звона. Знатоки на слух могли определить место изготовления и подбор колокольчика и бубенцов.
Мастера по изготовлению колокольчиков участвовали во многих российских и международных выставках, где получили заслуженные награды. И сегодня эти изделия поражают качеством отделки, разнообразным орнаментом, классическими пропорциями. Иногда при изготовлении колокольчиков в сплав добавляли серебро – это придавало особую мелодичность звону. О добавке извещала надпись внутри колокольчика.
К началу Первой мировой войны резко возросла цена на медь, что привело к значительному сокращению выпуска колокольчиков и бубенцов. Мастера перешли на изготовление военной продукции. «Нижегородский бубенец» уходил в прошлое, и, как показала история, – навсегда.
В наше время колокольчик – предмет коллекционирования. Большая удача, если вам в руки попадет колокольчик с надписью «Купи, не скупись – езди, веселись».
Геннадий Смирнов, сотрудник Мытищинского историко-художественного музея