О дачном поселке Леонидовка

О дачном поселке Леонидовка

О дачном поселке Леонидовка

 

В газете «Неделя в округе» № 14, 15 (290, 291) была опубликована статья Сергея Ветлина «Белые пятна» минувшей действительности». В ней он выдвинул предположение, что Леонидовка названа в честь Евгения Леонидовича Полина. В редакцию пришел отклик от жительницы г. Королева Галины Маношкиной в поддержку этой версии. Представляем вниманию наших читателей новые сведения, которые она нашла, работая в московских архивах. 

Леонидовка сейчас один из микрорайонов городского округа Мытищи, расположенный вблизи Щелковской ветви Ярославской железной дороги на пересечении с Ярославским шоссе, но с левой стороны от него (по направлению из Москвы). Микрорайон возник как дачный поселок в самом конце XIX в. на земле Удельного ведомства в части кварталов 59-го и 60-го Мытищинской лесной дачи 2-го Измайловского имения. Носил официальное название Удельного дачного поселка Щелковской ветки Северной железной дороги. Удельное ведомство управляло землями, имениями, крестьянами (до 1863 г.), принадлежавшими императорской семье, и для получения прибыли сдавало в аренду землю под строительство дач. Если в дачном поселке Перловка на сданной Уделами в аренду (с 1871 г.) земле сам В.С. Перлов строил и страховал дачи, то в дачном поселке Пушкино на сданной в аренду земле разрешали каждому строить по своему усмотрению, продавать, передавать по наследству. Так же обстояли дела и в Леонидовке.

«План дачных участков в части кварталов (59-го и 60-го) Мытищинской лесной дачи 2-го Измайловского имения (зачеркнуто и написано «7-го Мытищинского» – авт.) Удельного имения Московской губернии и уезда составлен по натуральному показанию магнитной стрелки в 1899 г. вольнонаемным межовщиком Дорофеевым» – такой заголовок мы можем прочитать на архивном плане дач. С севера они были ограничены землями Щелковской ветки Московско-Ярославской железной дороги, а ниже их окружали земли села Большие Мытищи. Всего было 32 участка общей площадью 27 дес. 90 саж., причем удобной земли было 18 дес. 604 саж., а под проездами – 8 дес. 1886 саженей.

Несколько участков взял в аренду по оброчной статье № 733 Владимир Леонтьевич Панов – под возведение построек и садоводства в 1908 г. А участок № 7 оброчной статьи № 940 он решил передать Евгению Леонидовичу Полину. Е.Л. Полин проживал в Москве по адресу: Малый Харитоньевский пер., д. 7, кв. 4. Плата ежегодного оброка составляла 3 коп. за кв. сажень удобной земли.

В январе 1916 г. Полин подал прошение на аренду участков №№ 18 и 19, смежных с участком № 17. Вероятно, он взял в аренду и все другие участки Панова, так как пользовался участками №№ 7, 8, 16, 17, 18, 19, 13 и 22. Из 32 участков 8 принадлежали Полину.

Арендаторами и субарендаторами других участков были: мещанин Сергиевского посада Ф.А. Бордевилль, частный землемер П.В. Коржов, А.А. Мишин, Т.А. Глебов, коммерческий советник А.Л. Недыхляев, Н.Г. Садовников, Г.В. Шульман, коллежский асессор С.С. Кириллов, провизор Н.К. Брюгген, В.Е. Жмельков.

В частности, провизор Николай Карлович Брюгген, по происхождению латыш, рожденный в русском подданстве, работающий в московском сводном эвакуационном госпитале, подал в июне 1916 г. в Управление Московского удельного округа прошение с ходатайством о сдаче ему «в аренду на 24 года под постройку дач и разведение фруктового сада двух участков земли под №№ 67 и 82, отведенных в дачной местности Леонидовка на Щелковской ветке Северных железных дорог, мерою в обоих участках удобной земли 1 дес. 1184 кв. саж. и неудобной 1544 кв. саж.».

Вернемся к Л. Полину. Кто же это такой?

В материалах о строительстве Казенного завода военных самоходов в Подлипках (завод должен был выпускать автомобили для нужд армии) его фамилия встречается, так как он, «инженер – технолог, 12 августа 1917 г. сдал жилой дом в пос. Леонидовка, кроме комнаты для себя, с 1.09.17 г. по 1.05.18 г. Жмелькову Василию Ефимовичу – участок № 14 (зимняя дача), 4 комнаты, кухню, террасу, погреб, сарай. 6 июня 1917 г. сдал участок № 15 на летний сезон. Чернову Владимиру Александровичу сдал дачу из 4 комнат, передней, кухни, сеней, уборной в сенях, с колодцем, ледником и др. службами. Дача находится по Щелковской ветке между ст. Мытищи и платформой 3-й версты близ Ярославского шоссе».

Приехавшие летом 1916 г. на сооружение Казенного завода военных самоходов представители британской компании «БЕКОС» брали в аренду для проживания своих сотрудников как дачи поселков Сапожниково и Ново-Перловка, так и поселка Леонидовка. В материалах дел даже есть отметка, что рабочий поселок предполагали создавать именно в Леонидовке.

Вероятно, Полин был представителем Брянского машиностроительного завода и заключал договоры на выполнение различных работ с Мытищинским вагоностроительным заводом.

Выбор места проживания, конечно, связан со знакомством с Н.С. Перловым, владельцем Перловки и пустошей Вилы и Подлипки, который после смерти старших братьев стал с 1900 г. единственным их собственником.

Не буду вновь цитировать переписку Управления Московского удельного округа с даче­владельцами о наименовании поселка, но хотела бы возразить С. Ветлину, который считает, что Полин «простой смертный» и занимал невысокую должность. Инженер-технолог для того времени была должность значимая и небедная, тем более, что он из помощника заведующего технологическим отделением Брянского завода стал его заведующим. Он был крупным дачевладельцем (минимум 8 дач), его голос мог быть решающим.

В другом прошении рассматривался вопрос о строительстве платформы в местности Лео­нидовка по Щелковской ветке СЖД. «При осмотре… дачных участков в 59 и 60 кв. Мытищинской дачи, по Щелковской ветке, … в 1914 г. было замечено, что успех сдачи в аренду этих участков зависит от устройства здесь ж/д платформы, при наличности которой сказанная дачная местность могла бы быть расширена за счет соседних кварталов под № 54 и 56, почему крайне важно принять меры по устройству платформы против просека 59 и 60 кв.». Но путейское ведомство отложило «постройку платформы до окончания войны ввиду отсутствия свободных рабочих рук и баснословной их дороговизны». Однако, как вы понимаете, этот замысел так и не был осуществлен.

Интересно заметить, что самый первый план дачного поселка Ново-Перловка отличался от распространенного и предлагаемого вместе с брошюрой всем покупателям плана дачных поселков Сапожниково и Ново-Перловка. Ведь на первом плане площадь перед вокзалом предполагалась в левом верхнем углу, т.е. в непосредственной близости к Ярославскому шоссе, тем самым удалось бы построить платформу, удобную как дачному поселку Подлипки, так и Леонидовке. План выполнен на синьке (репродукция технического чертежа), и не имеется возможности его публиковать.

В 1916 г. в дачную местность Сапожниково и Ново-Перловка (прежнее название – пустоши Вилы и Подлипки) приехали рабочие на строительство Казенного завода военных самоходов, предполагая строить корпуса завода на участке в 50 десятин, смежном с Леонидовкой, но находящемся через Ярославскую сухопутную дорогу. С той поры эти два дачных поселка связаны были как размещением в дачах строителей Казенного завода военных самоходов, так и с конца 1918 г. расположением в этих дачах и рабочих орудийного завода, эвакуированного из Питера. Эти два поселка были объединены в единый поселковый Совет рабочих и крестьянских депутатов Леонидовка – Подлипки. Долгие годы они имели один военкомат. 

Решили приспособить дачу Войковой в Леонидовке под лазарет, направив в Мытищинский совдеп предложение о реквизиции указанной дачи, и исходатайствовать в ЦПАЗ (Центральное правление артиллерийских заводов) соответствующий кредит в размере 30 тыс. рублей. На месте этой дачи и появился в Леонидовке больничный городок. Его расположение было выбрано с расчетом на обслуживание живущих в Тайнинке рабочих Московского орудийного завода.

На фото – первое каменное здание больницы, построенное в 1927 г. (по сведениям БТИ). Есть предположение, что это и есть дача Войковой, так как БТИ начало свое существование, вероятно, с 1927 г., поэтому и документы на планировку подписаны этим годом.

Дальнейшая судьба дачного поселка Леонидовка – это уже другая история.

Галина Маношкина,

член Союза краеведов России, г. Королев

 

0
Особенное Рупасово
Мытищинский водопровод – визитная карточка округа

Обратная связь