Городской Летний сад

Городской Летний сад

Городской Летний сад

 

Молодые мытищинцы, вероятнее всего, предполагают, что наш центральный городской парк был всегда или во всяком случае – первым. Отнюдь не так, он – сравнительно молод. А вот история возникновения городского парка, который находился недалеко от станции Мытищи в районе современного торгового центра «Фрегат» и близлежащей округи, уходит в досоветское прошлое XIX века, когда эта территория принадлежала усадебному парку промышленника Челнокова, крупного заводчика кирпичного производства. О нем и его кирпичных заводах более подробно можно прочитать в книге В.И. Маслова «Связующая нить».

В территорию парка того времени входили сама усадьба Челнокова, искусственный пруд с купальнями на реке Работня и дубовая роща на левом берегу реки. Также был вырыт пруд для лодочной станции перед входом в парк. 

В 70-х годах Работня «исчезла» под землей, остаток ее русла можно увидеть в конце улицы Бояринова, а также при впадении в реку Яузу и в конце улицы Колонцова. К сожалению, Работня стала не чище, несмотря на то, что многие промышленные предприятия прекратили свое существование. Ее воды до сих пор поражают своей цветовой гаммой и зловещим ароматом. Это уже загадка XXI века: как река от чистейшего истока на родниках до устья претерпевает такую метаморфозу? 

Несколько столетних дубов в парке сохранилось до наших дней. Их можно увидеть возле комплексов магазинов, прозванных в народе «БАМом». Следы парка Челнокова также хранят две вековые лиственницы, чудом сохранившиеся в 1-м Пролетарском переулке.

Что самое удивительное, сохранился тот дубок, который стоял около «Пионерской комнаты» в парке. Сегодня этого места уже нет, здесь расположились здания ресторана и торговых комплексов. 

Предположительно границы территории бывшей усадьбы Челнокова можно представить прямоугольником, образуемым тремя улицами: бывшим большим Рупасовским шоссе (ныне участок Олимпийского проспекта) от эстакады до ул. 3-й Пролетарской, 1-й Пролетарской улицей и ул. Индустриальной и полотном главного хода Ярославской железной дороги. Шараповский проезд, продолжением которого является Железнодорожная аллея, ныне проходит почти по самой центральной части бывшего парка.

Если заглянуть еще глубже в историю, то парк являл собой слияние двух лесных массивов – Шараповского и лесополосы Челюскинского.

50-е годы были самым расцветом жизнедеятельности парка, официально в сводках именуемого как Летний сад (бывший парк имени Войкова), в народе и впоследствии нарекаемый, как парк завода ММЗ. Парком ММЗ его назвали по той причине, что с наступлением летнего сезона кинотеатр в клубе завода прекращал работу, и киномеханики вместе с контролерами и кассирами перебирались в Летний сад. Причем и малочисленная оставшаяся труппа Народного театра, не уехавшая на летние дачи, давала всего один спектакль в летнем кинотеатре или на открытой веранде парка.

Центральный вход в парк был в принципе единственным и находился в трехстах метрах от спуска старого переходного железнодорожного моста в сторону будущего молодого города Новые Мытищи. Эти триста метров представляли собой грунтовую дорогу, которую заасфальтировали лишь в 1954 году. Жители старого города, как правило, ходили в парк, рискуя жизнью, напрямую через железнодорожные пути, пересекая которые, упирались во вход в парк. Сложнее было проживавшим на левом берегу реки Работня, им вдобавок ко всему приходилось переходить еще и по мосту через нее.

Вход в парк представлял собой четырехколонную арку с «турникетом» из двух билетерш и двух довольно низко расположенных (даже для нашего детского роста) полукруглых окошек билетных касс. В этих кассах кассирши тетя Дуся Беликова и тетя Галя Исаева (моя соседка по дому, мама моего одноклассника Коли Исаева) «заведовали» билетами на все увеселительные мероприятия, проходившие в парке, кроме пивных, буфета и стрелкового тира из пневматической винтовки. Да, да, вход в парк был платным до 1953 года. 

Главная аллея вела в том числе и к буфету, который носил то же название, что и парк – Летний. Это была огромная беседка, в которой стояли столики и сама буфетная стойка с застекленной витриной. А уж там в стеклянных вазах, украшенных вырезанными узорными самодельными салфетками, красовалась выложенная пирамидой всевозможная карамель, завернутая в фантики. Эту карамель очень часто давали на сдачу при покупке более ощутимого товара, к примеру, пирожного или… портвейна. 

Пройтись по аллее от входа можно было и до фонтана на центральной площади, представлявшего собой чашу, в центре которой гордо стоял бронзовый гусь, а из его горла била струя воды. От фонтана веером расходилось множество аллей. 

Декорирован парк был многочисленными гипсовыми скульптурами. В 1968 году  все гипсовые статуи были уничтожены.  

Кроме двух буфетов и веранды-читальни, перечень развлечений для посетителей парка был небольшим: детская карусель, кино и танцы (до войны была еще парашютная вышка). 

Карусели нашего детства представляли собой некое подобие шатра цирка Шапито с брезентовым верхом и дощатым карусельным кругом, на котором были «намертво» закреплены отлитые на века на заводе художественного литья им. Белашовой чугунные изваяния представителей животного мира. Детские сердца начинали трепетать в тот момент, когда дядя Миша Алхимов врубал рубильник, и карусель начинала неспешный разбег!

А если нам очень хотелось кататься, а денег не было, мы тайно выламывали хлипкое фанерное ограждение каруселей и садились не на самих зверюшек, а в коляски и тележки, прикрепленные к ним. И нас в общей массе не сразу замечали контролеры, наблюдавшие в основном за теми детьми, которые гордо восседали верхом. 

Но, конечно, то, ради чего в основном приходили в парк – это кино! Возле летнего кинотеатра была установлена гипсовая скульптура в память о том, что до войны на этом месте находилась парашютная вышка для тренировок членов  Мытищинского аэроклуба, а также всех желающих прыгнуть с парашютом. 

Кино в жизни советских детей не сравнишь ни с чем. О телевизоре в доме многие из нас даже не то что не мечтали, а просто не знали, что такое телевизор. Было кино, и все! И при просмотре на экран смотрели, как на окно в другой мир. В летнем кинотеатре бывало порой и крыса пробежит, а никто и не думал визжать. Просто отмахнут ногой и продолжают «пялиться» на экран. А какие были фильмы! К примеру, «Подвиг разведчика», который потрясал наши детские сердца. Вот это был действительно настоящий детектив. Нам было в каждом фильме понятно с самого начала, кто «наш», а кто «не наш», и мы всей душой болели за советского разведчика. 

Честное слово, это было замечательное, пусть и наивное, но такое притягательное кино. Многие тогда собирали фотографии артистов, особенно девочки – портреты кумиров. Билеты в кино детям на взрослые сеансы, которые были без пометки «Детям до 16 лет вход воспрещен» продавали по цене 1 рубль (после 01.04.1961 г. – 10 коп). Но были и специальные детские сеансы, как правило, утром в 10 часов. Естественно, нам, юным, всегда хотелось узнать, а что такое «детям до 16 лет»? Стараясь стать старше, приподнимались на цыпочки, те, кто не был комсомольцем, надевали комсомольские значки. Если эти уловки не проходили, то вопрос решался просто: кинотеатр был построен из легких досок с множеством щелей, через которые мы смотрели запретное кино. А уж звук из зала был слышен почти по всей территории парка, и для отдыхающей публики было показателем: если сеанс сопровождает смех, то нужно обязательно купить билет и сходить на него. 

Характерная деталь тех лет: после окончания фильма зрители, покинувшие зал, не спешили расходиться по домам, а толпились вокруг кинотеатра, пересказывая его содержание и делясь впечатлениями друг с другом.

Приведу два примера просмотра кино в парке в наше время. Вспоминает директор Мытищинской средней школы №25 Татьяна Васильевна Карпенко: «Мы, будучи уже взрослыми подростками, чтобы не платить за вход, пользовались «подземным ходом», прорытым нашими мальчишками. Летний кинотеатр стоял на земле без фундамента. Так вот, со стороны экрана, где присмотр контролеров был ослаблен, мальчишки проделали дыру. Мы всей ватагой пролезали в нее и, шныряя под ногами сидящих взрослых, рассаживались прямо на полу. Взрослые с пониманием относились к этим нашим вылазкам». Со слов другого очевидца тех событий, директора Мытищинской средней школы №14 Александры Борисовны Аксеновой, они посещали кино в Летнем саду, прибегая к помощи их «боевого товарища» – одноклассника, которого посылали в кассу за билетами на фильм «Полосатый рейс». «Этот отважный «боец» отправился за добычей билетов в новой белой рубашке, а вернулся в «рубище» (от рубахи остались одни клочья). Но зато с билетами в «зубах», – вспоминает она.

Популярность парка у народа была огромной. Летний сад изобиловал культурными мероприятиями, проводимыми администрацией дома культуры ММЗ. В выходные количество публики на квадратный метр можно было сравнить только с числом посетителей ВДНХ. Под одной крышей с буфетом находилась так называемая «библиотека-читальня», книги из которой выдавались для чтения только в самой читальне. Но кто мог серьезно воспринимать чтение в парке, когда кругом кипела бурная жизнь…

В зрительном зале летнего кинотеатра проходили вечера не только подведомственного предприятия – Мытищинского машиностроительного завода, но и других предприятий города. А летом прямо на дорожках парка показывали отрывки из спектаклей артисты «Народного театра клуба ММЗ».

Дмитрий Гурьянов, член Союза краеведов России

 

0
Дачные Тайнинка и Перловка
Газеты и газетчики

Обратная связь