Из Жостова с любовью
Из Жостова с любовью
«Поднос изначально был предметом не чайным, это был такой атрибут вежливости, сделанный из папье-маше. Не принято было из рук в руки что-либо передавать: ключики, конвертики клали на поднос, – устраивает нам экскурс в историю гид Жостовской фабрики декоративной росписи Анна Логвинова. – Когда нахлынула волна чаепитий, ставших традиционными на Руси, подносы стали делать из металла, и согласно европейской моде на них появились нарисованные цветочки». Так, в Жостово в первой половине 19 века постепенно начал зарождаться народный промысел, и его мастера до сих пор продолжают игру под названием «сделай цветок, которого не было до тебя».
Только оказавшись здесь, на Жостовской фабрике, осознаешь, что подносы, на которых искусно выписаны цветы и ягоды, совершенно разные. При внимательнoм рассмотрении произведений (иначе их не назовешь), начинаешь угадывать в написанных, казалось бы, рукой одного художника композициях, их творцов. Да, у каждого из них есть свой стиль, свой собственный лепесток или листочек, который и отличает подносы конкретного автора от прочих. «Вы слышали, что дети на экскурсии назвали ваш стиль «зефирным»? – обращается Анна к одной из художниц, Галине Топтыгиной, с которой нам удалось пообщаться в мастерской. – А все потому что у вас блики на цветах закручены в разные стороны, и выглядит это очень вкусно и объемно». Галина Ивановна пришла на фабрику еще в 1976 году, сразу же после окончания Федоскинского училища миниатюрной живописи. Сложно себе представить, в скольких семьях и в скольких странах ее подносы украшают интерьеры домов и квартир. В руках у художницы поднос, который она расписывает прямо на коленях красками в фиолетовой гамме; рядом с ней на столе лежит еще один практически такой же. «Всякие подносы писала, а сейчас – целая партия таких вот монохромных (выполненных различными оттенками одного цвета)», – говорит художница. Кстати, эта серия подносов пользуется особой любовью у молодежи. И действительно, есть в них какая-то магия, да и лаконизм в цветах придает им особое очарование.
Со времен основания фабрики (1825 г.) в технологии создания металлических расписных произведений практически ничего не поменялось. Все также форму и рельеф подносам по старинной кустарной традиции придает коваль, используя в работе и наковальню, и молоток; в бортик для прочности закатывает проволоку. После того как поверхность металла обезжирена и покрыта эмалью, к делу приступает художник. Все что ему необходимо – это масляные краски, кисточка и, конечно, мастерство. Сначала автор делает на подносе так называемый замалёвок: широкими мазками-пятнами, вращая поднос у себя на коленях, создает набросок будущего букета. Замалёвок сушится в специальных шкафах в течение 12 часов. После этого, вернувшись в руки к своему создателю, букет наполняется объемом, тенями, бликами – и обретает жизнь. На борт подноса наносят легкий ажурный орнамент, а затем изделие покрывается несколькими слоями лака. Теперь подносу остается только найти своего хозяина, которому предмет прослужит еще не одно десятилетие.
Для посетителей фабрики проводят действительно интересные и во всех смыслах красочные экскурсии по музею жостовских подносов. Среди них есть и образцы, которые никак не ожидаешь увидеть среди классических букетов. На одном – портрет Пушкина, на другом – Кремль (в окружении пышного ободка из бутонов, стеблей и листьев), на третьем – сверкающий от перламутра пейзаж.
У гостей фабрики возникает множество вопросов о промысле, не все связаны с историей или искусством. Один из них: можно ли подавать еду на таком подносе? «Когда нашего главного художника Михаила Лебедева спросили, можно ли поставить чайник на этот поднос, он ответил: «А можно ли копать картошку в свадебном платье? Конечно, можно! Только зачем?» – рассказывает наш гид.
Единственный в мире музей подносов – это место, где побывать стоит каждому. Самые частые его посетители – школьники и молодые художники. Но что на фабрике точно придется по вкусу и взрослым, и ребятишкам – так это мастер-класс с художниками промысла. Под их руководством можно самим расписать маленький подносик и забрать его себе на память. А какое удовольствие и детский восторг испытываешь от процесса!
В настоящее время в Жостово работает около 100 человек, половина из которых – художники. Промысел не так давно обрел вторую жизнь: после кризисных 90-х художников приходилось снова собирать вместе со всей деревни, чтобы вернуть в артель. Даже в те тяжелые годы они не переставали творить у себя дома, не позволив традиции зачахнуть. Сейчас, когда фабрика возродилась, у ее сотрудников есть мечта – обрести собственную художественную школу в Жостово, где молодое поколение смогло бы перенимать опыт и мастерство у нынешних творцов.
Уезжая из Жостова, стоит заглянуть в магазин при фабрике. Многие удивятся, увидев там огромное разнообразие расписанных мастерами предметов: графины, бокалы, шкатулки, кожаные блокноты, украшения, елочные шарики. Но все же именно поднос – это символ Жостово. Созданный вручную с любовью и трудолюбием, сейчас он заслуженно имеет немалую цену (от 1000 до 100000 рублей) и право стать фамильным достоянием любой семьи.
Анна Тимофеева