Клятва защитников Отечества

Клятва защитников Отечества

Клятва защитников отечества

Воинская присяга – это своеобразная клятва человека на верность Родине, обязательство защищать ее от врагов. Присяга на Руси известна с древнейших времен и до наших дней. Менялись ее формы, слова, но неизменной оставалась ее суть – служить Отечеству, защищать его, «не щадя крови и самой жизни».

Первый письменный текст присяги относится к эпохе Петра I. По сложившейся веками традиции, воин клялся служить верно и честно, скрепляя обязательство целованием креста.

В XIX веке и до 1917 года многословный текст присяги с витиеватыми словами, с перечислениями титулов лиц императорской фамилии в народе сводился к короткой, но емкой фразе: «За веру, царя и Отечество!» Присяга принималась перед солдатским строем с выносом полкового знамени и развернутым походным алтарем с напрестольным Евангелием и крестоцелованием.

С началом мировой войны на фронт стали призывать горцев Кавказа для формирования частей так называемой «Дикой дивизии» – они давали клятву на Коране. Интересно отметить, что для награждения горцев изготавливались специальные награды – аналоги георгиевским, но без христианской символики. По рассказам, награждаемые просили «орден с джигитом», т. е. с изображением Георгия Победоносца.

Февральская революция и приход к власти Временного правительства отменили всю царскую символику, но сохранили награды. Отмена всех царских наград была сделана уже при большевиках.

К этому времени был написан текст новой военной присяги. Он более лаконичен. Впервые появилось правило личной подписи под текстом. 

Присяга Временному правительству (1917 г.): «Клянусь честью офицера (солдата) и обещаюсь перед Богом и своей совестью быть верным и неизменно преданным Российскому Государству, как своему Отечеству. Клянусь служить ему до последней капли крови, всемерно способствуя славе и процветанию Российского Государства. Обязуюсь повиноваться Временному Правительству, ныне возглавляющему Российское Государство, впредь до установления образа правления волею народа при посредстве Учредительного собрания. Возложенные на меня служебные обязанности буду выполнять с полным напряжением сил, имея в помыслах исключительно пользу государства и не щадя жизни ради блага Отечества. 

Клянусь повиноваться всем поставленным надо мною начальникам, чиня им полное послушание во всех случаях, когда этого требует мой долг офицера (солдата) и гражданина перед Отечеством. Клянусь быть честным, добросовестным, храбрым офицером (солдатом) и не нарушать клятвы из-за корысти, родства, дружбы и вражды. В заключение данной мною клятвы осеняю себя крестным знамением и ниже подписываюсь».

Октябрьская революция и гражданская война отменили все присяги. У красных появились свои ритуалы при клятве на верность идеалам революции. На могилах павших борцов в белой армии сохранялись отдельные атрибуты присяги с целованием знамени. Тексты этих присяг и описание ритуалов, к сожалению, неизвестны.

После окончания гражданской войны встал вопрос о новых традициях воинской присяги. Началась работа по тексту этого важного документа. Слово «присяга» было заменено на «торжественное обещание». Изучались тексты присяг, в том числе и Временного правительства. Активное участие в разработке текста принимал участие Л. Троцкий. Именно ему приписывалась фраза в обещании (пункт 6) о «злом умысле». Так родился текст революционной присяги молодой Республики Советов. Этот документ был учрежден Президиумом ЦИК СССР 14 сентября 1923 г. и объявлен в приказе Реввоенсовета СССР 2 октября 1923 г. №1241. Текс гласил: «Я, сын трудового народа, гражданин Сою­за Советских Социалистических Республик, принимаю на себя звание воина Рабочей и Крестьянской армии.

Перед лицом трудящихся классов Союза Советских Социалистических республик и всего мира я обязуюсь носить это звание с честью, добросовестно изучать военное дело и как зеницу ока охранять народное и военное имущество от порчи и расхищения.

Я обязуюсь строго и неуклонно соблюдать революционную дисциплину и беспрекословно выполнять все приказы командиров, поставленных властью Рабочего и Крестьянского правительства.

Я обязуюсь воздерживаться сам и удерживать товарищей от всяких поступков, унижающих достоинство гражданина Союза Советских Социалистических Республик и все свои действия и мысли направлять к великой цели освобождения всех трудящихся.

Я обязуюсь по первому зову Рабочего и Крестьянского Правительства выступить на защиту Сою­за Советских Социалистических Республик от всяких опасностей и покушений со стороны всех их врагов и в борьбе за Союз Советских Социалистических Республик, за дело социализма и братство народов не щадить ни своих сил, ни самой жизни.

Если по злому умыслу отступлю от этого моего торжественного обещания, то да будет моим уделом всеобщее презрение, и да покарает меня суровая рука революционного закона».

В 1924–1925 годы произошли серьезные изменения в Вооруженных силах СССР. Наркомвоенмор Л. Троцкий был отстранен от руководства Красной армией и флотом. На его место назначен М.В. Фрунзе. Под его руководством и проводилась военная реформа: сокращение численности армии, введение принципа единоначалия, реорганизация военного аппарата и политического управления Красной армии, сочетание в структуре Вооруженных сил постоянной армии и территориальных милиционных формирований.

В армию и на флот стало приходить молодое поколение. По старой русской традиции на службу провожали «всем миром», а родители часто вместе с благословением давали своеобразные «обереги» в виде ладанок, иконок, иногда щепотки родной земли в холщовых мешочках. Многие носили нательные крестики. Требовалось все это заменить на советскую символику. Выход нашли, выпустив нательные медальоны, названные Красной присягой. Внутри помещалась крошечная книжечка-гармошка с портретами В.И. Ленина и М.В. Фрунзе, а также текст торжественного обещания 1923 года. Точное время выпуска медальонов определить трудно, но можно предположить, что это были 1927–1928 годы. В нашей семье хранится такой медальон. Он принадлежал моему дяде, мытищинцу Александру Бузанову, служившему в те годы.

Точное описание порядка принятия Красной присяги военнослужащими неизвестно. По рассказам одного из ветеранов войны, бывшего кремлевского курсанта, они принимали присягу в 1929 году на Красной площади. Командир зачитывал текст. Все повторяли его хором. После комиссар каждому на шею надевал медальон с Красной присягой, а курсанты по очереди ставили свои подписи под текстом. Ношение медальона создавало неудобства. Он быстро окислялся, тесьма срывалась. Через некоторое время стали носить его в карманах гимнастерок. Сегодня экземпляры Красной присяги – большая редкость.

Перед Великой Отечественной войной в 1939 году обнародовали новый текст военной присяги. Он широко известен по знаменитому плакату «Родина-мать зовет!» (художник Ираклий Тоидзе, июнь 1941 года).  Звучал он так: «Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Арии, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников.

Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Рабоче-Крестьянскому Правительству.

Я всегда готов по приказу Рабоче-Крестьянского Правительства выступить на защиту моей Родины — Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Рабoчe-Крeстьянской Красной Армии, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами. Если же по злому умыслу я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся». Миллионы наших соотечественников сражались с врагом, помня текст этой священной клятвы. В 1947 году в текст были внесены небольшие изменения.

Сегодня новое поколение наших земляков, начиная службу в рядах Вооруженных сил, перед строем своих товарищей дает торжественную клятву на верность Родине. Не прерывается историческая связь времени. 

Геннадий Смирнов, сотрудник Мытищинского историко-художественного музея

 

0
Книги о войне
Как строились Новые Мытищи

Обратная связь