Легенды Шараповки
«Золотые шары Шараповки». Так, по мнению авторов, может называться будущая книга об этом историческом поселении – одном из самых благоустроенных сегодня микрорайонов города.
Материалы о жизни и быте, истории семей шараповцев начали собирать в мытищинском историко-художественном музее. Особенно интересны семейные фотографии старейших жителей микрорайона – Авданиных, Хомутских, Мироновых. Инициативная группа приглашает всех шараповцев стать соавторами книги, которая, несомненно, откроет интереснейшие страницы вековой истории наших любимых Мытищ.
«Шараповский» полигон. 50-е годы
Житель Шараповки Виктор Хомутский вспоминает: «Регулярно по вечерам за парком раздавался яростный треск, и на дороге появлялась колонна легких и средних артиллерийских тягачей. Это проходили испытания машины, только что изготовленные на вагоностроительном заводе. Тягачи, разбрызгивая грязь и высекая искры из глушителей, с ревом проносились по маршруту «село Тайнинское – деревня Волково – конец Ядреева» и поворачивали обратно. По их появлению мы иногда проверяли время, как и по гудку завода, оповещавшему о начале и окончании рабочего дня». Необходимо отметить, что эти машины выходили из ворот завода и пересекали железную дорогу по переезду в начале нынешней улицы Мира.
Артиллерийский тягач полубронированный (АТ-П) был создан в Мытищах в конструкторском бюро под руководством Н.А. Астрова в 1949 г., имевшем богатый опыт в разработке и выпуске легкой самоходной установки СУ-76 в годы войны.
АТ-П представлял собой полубронированную машину, в передней части корпуса которой размещались механик-водитель, командир и стрелок, в средней части – двигатель, а в корме – закрытая тентом грузовая платформа. Машина имела на вооружении 7,62 мм пулемет. Броневая защита – противопульная. Грузоподъемность платформы, включая расчет из шести человек, составляла 1,2 тонны, что позволяло иметь определенный запас снарядов для ведения боя в начальной стадии. В корме машины находилась двухстворчатая дверь. На базе шасси АТ-П были созданы и приняты на вооружение и в серийное производство артиллерийские наблюдательные пункты АП НП-1 и АПНП-2. В 1958 г. были разработаны образец тягача АТП-Т для работы в северных условиях и экспериментальная инфракрасная прожекторная установка «Ярус», которые серийно не выпускались.
Одним из испытателей этих боевых машин был Николай Желанов из микрорайона Дружба. Жители нашей улицы К. Цеткин уважали его и гордились тем, что он занимался такой важной работой. Его старший сын Александр в воскресные дни выходил в отцовском танковом шлеме и иногда давал его примерить своим друзьям. Впоследствии Александр стал кадровым офицером.
Вспоминаю, как, будучи курсантом артиллерийского училища, с гордостью смотрел на полигоне в прибалтийском Калининграде лихой разворот противотанковой батареи 100 мм орудий, влекомых мытищинскими арттягачами. Полубронированные тягачи занимали свое место в промежутках между орудиями, готовые прикрыть пулеметным огнем возможную атаку пехоты противника. Я почувствовал гордость за своих земляков, создавших такие нужные боевые машины.
Геннадий Смирнов