Время первых

---.-

Первым мытищинским краеведам посвящает автор этот документальный очерк

3 года назад, 4 июля 2017 года , исполнилось 100 лет со дня рождения нашего земляка, имя которого сегодня помнят разве что люди весьма преклонного возраста. Помнят те немногие из еще живущих, кто работали с ним в системе профессионального образования или сотрудничали по линии общественной работы. Между тем именно он может считаться первым краеведом Мытищ. Считаться первым, по крайней мере, до тех пор, пока не появятся свидетельства того, что кто-либо до него начал систематический сбор материалов по истории мытищинского края. Пока же таких данных нет.

Более того, этот человек стоял у истоков музейного дела в Мытищинском районе. При его непосредственном участии был создан Народный историко-революционный (ныне Мытищинский историко-художественный) музей. Произошло это теперь уже в далеком 1962 году. Но это было только начало.

Чуть позже, в 1966 году, стараниями этого человека откроет свои двери для первых посетителей Музей потребительской кооперации. Прямыми наследниками этого музея ныне являются музей Российского университета кооперации и музей Московского кооперативного техникума. Создание первых школьных музеев в Мытищах (в то время преимущественно музеев боевой славы) – также заслуга этого незаурядного человека.

По большинству направлений своей общественной просветительской деятельности он активно сотрудничал с Ниной Максимовной Распоповой и другими, бесспорно, заслуженными людьми нашего города и района, которые были его современниками, и о которых сегодня с полным правом можно сказать, что именно они стали первыми краеведами земли мытищинской.

Время первых

4 декабря 1962 года преподаватель истории Московского кооперативного техникума Владимир Васильевич Семенов давал, наверное, первое в своей жизни интервью. В тот день в одном из помещений дачно-студенческой Перловки (тогда еще по улице 2-й Вокзальной, ныне улица Веры Волошиной) собралось много людей. Были здесь представители городских властей и руководители Московского кооперативного техникума. Отдельной группкой стояли люди, которых во властных структурах называли малопонятным тогда словом «краеведы». Именно они и стали на этом мероприятии главными действующими лицами.

Кто есть кто

Известно, что краеведение в нашей стране, как массовое общественное движение, возникло в 20-е годы ХХ столетия. Интерес к местной истории первоначально поддерживался и власть предержащими, причем на самом высоком уровне. По замыслу большевиков, изучение условий местной жизни должно было стимулировать народные массы к активной политической жизни – построению бесклассового коммунистического общества.

Однако случилось непредвиденное. Краеведческие изыскания практически сразу же вышли из-под контроля властных структур. Дело в том, что возглавили краеведческое движение видные российские историки, которые по идеологическим причинам были тогда отстранены от большой науки. Чтобы хоть как-то прокормить свои семьи, они были вынуждены заняться региональной историей. Тогда это была своего рода спасительная гавань для историков-профессионалов дореволюционной закваски. Таким причудливым образом и возникло то общественное движение, которое сегодня принято называть региональной историей или, что более привычно, краеведением.

Известный советский и российский историк Сигурд Оттович Шмидт назвал это время «золотым веком отечественного краеведения». Правда, здесь следует оговориться, так как понятие «век» в историческом и календарном исчислениях трактуется по-разному. Достаточно вспомнить крылатую фразу «И дольше века длится день». С золотым веком краеведения случилось с точностью до наоборот. Продлился он недолго – чуть более десяти лет.

Произошло то, что, собственно, и должно было произойти. От близкой в то время властям пролетарской составляющей акцент в познании местной действительности все более смещался к изучению дореволюционной России. Совершенно понятно, что бдительные идеологические органы не могли допустить столь вольной трактовки истории. Тем более что население страны в те годы активно готовили к всеобщей индустриализации и массовой коллективизации. Краеведение хотя и не было объявлено лженаукой подобно более известной генетике, однако заниматься этим делом становилось небезопасно. В связи с чем в середине 1930-х само понятие «краевед» было вычеркнуто из лексикона партийной науки и, тогда казалось, навсегда.

Однако, как известно, история развивается по спирали. Пройдет совсем немного времени, и властные структуры осознают, что «исторические родники» должны питать самосознание народа. Случилось это в «годину тяжких испытаний» – во время Великой Отечественной войны. С этих самых пор партийная история постепенно станет превращаться в историю страны. Понятно, что само по себе краеведение было малоинтересно партийным идеологам. В их понимании забавные байки из местной действительности полезны разве что как приятное времяпровождение для пенсионеров или инвалидов. Ни о какой самостоятельной ценности краеведения речи тогда не шло. Только лишь как приложение к пропаганде и агитации. Такова была установка, однако, как это случилось и в 1930-е годы, в «планы партии» жизнь снова внесла свои коррективы.

В интервью корреспонденту мытищинской районной газеты «За коммунизм» Владимир Васильевич Семенов вспоминал, что интерес к истории мытищинского края возник у него во второй половине 1940-х годов. Тогда он, демобилизованный боец победоносной Красной Армии, кавалер солдатского ордена Славы, участник штурма Берлина, приехал в подмосковную Перловку. Здесь, на 2-й Вокзальной улице, находилась торгово-кооперативная школа Мособлпотребсоюза. Школа эта выпускала в основном продавцов для магазинов потребительской кооперации (по терминологии того времени «сельпо»). Учились в ней юноши и девушки из разных районов Подмосковья. Здесь же они получали так называемое неполное среднее образование, что давало им по терминологии того времени путевку в жизнь.

Интересно, что между собой ученики и педагоги называли перловскую школу «тимонинской академией». Такое название закрепилось за ней потому, что ее бессменным руководителем с момента создания в 1938 году являлся Захар Васильевич Тимонин, личность весьма примечательная, хотя в те годы по малопонятным сегодня причинам несколько «засекреченная».

К директору «перловской академии» и пришел демобилизованный кавалер боевых орденов Владимир Семенов. Пришел, видимо, не с «улицы», а по рекомендации. Дело в том, что еще до призыва на срочную военную службу, в довоенном 1938 году, он успел поработать в системе потребкооперации в родной Чувашии. Просмотрев документы соискателя и прочитав рекомендательные бумаги, Захар Васильевич Тимонин принял Семенова на работу – пока стажером, как это принято и сегодня, с испытательным сроком.

Однако стажеру Семенову была сразу же выписана рекомендация для поступления в Межобластную партийную школу. Это и был тот пресловутый испытательный срок, по окончании которого (1949 год) молодой специалист и начал работать в торгово-кооперативной школе преподавателем. Именно в этот период, по воспоминаниям Владимира Васильевича, у него пробудился интерес не только к истории кооперативного движения, но и к истории мытищинского края, в котором это самое кооперативное движение пустило глубокие корни.

По воспоминаниям людей, близко его знавших, Владимир Васильевич был человеком, который ставил перед собой масштабные цели. Он умел убеждать, и даже те, кто поначалу относились к его идеям скептически, постепенно становились его единомышленниками и соратниками. Бдительные сотрудники «тимонинской академии» докладывали ее начальнику, что по вечерам в одной из учебных аудиторий Семенов собирает каких-то «подозрительных» людей. Одеты они «все как на подбор» по моде того времени – в плащи и шляпы и видом своим напоминают то ли ответственных партработников, то ли (не дай бог!) иностранных агентов.

На всякий случай бдительный Захар Васильевич сделал запрос «куда следует». Ответ был краткий: в помещении торгово-кооперативной школы в Перловке собирается кружок краеведов. В категорию «врагов народа» краеведы не входят. Вызвав к себе Семенова, Тимонин разрешил ему официально собирать своих единомышленников в помещении школы с условием, что руководитель краеведческого кружка будет ежемесячно предоставлять ему отчет о проделанной работе.

НАРОДНЫЙ МУЗЕЙ

Когда это случилось, точно установить уже невозможно. Как позднее вспоминал сам Владимир Васильевич Семенов, «сбор краеведческих материалов мы начали осенью 1950 года». Вскоре, по свидетельству Семенова, были организованы краеведческие кружки в кооперативном техникуме и перловских школах №10 и №5. Самые активные из местных краеведов объединились в кружок следопытов. Этот «подвижный отряд» отправлялся в экспедиции, чтобы записывать рассказы старожилов о прошлом земли мытищинской.

Одновременно следопыты собирали так называемый подъемный материал. В то время перловские дачи, чердаки, погреба и сараи были, если можно так выразиться, до краев наполнены всяким дореволюционным хламом. Попадались и настоящие раритеты: иконы, старые книги, открытки и прочая ненужная «рухлядь», от которой хозяева, как правило, старались избавиться. Следопыты приносили все это Семенову. Постепенно учебное заведение на 2-й Вокзальной стало превращаться в «склад ненужных вещей». Захар Васильевич Тимонин был этим крайне обеспокоен…

Таким образом, на повестку дня очередного собрания членов мытищинского краеведческого кружка был вынесен вопрос о создании музея. Правда, громко (в полный голос) произносить это слово краеведы тогда еще опасались.Как известно, организация подобных «учреждений культуры» – прерогатива исключительно властей, в то время партийных и советских органов.

Надо сказать, что складывающаяся ситуация беспокоила не только начальника учебного заведения, где по должности работал Владимир Васильевич Семенов. Работавшие с ним коллеги знали и о регулярно происходивших в его семье размолвках, поскольку, как человек увлеченный, Владимир Васильевич, случалось, даже и приобретал некоторые раритеты для будущей музейной коллекции за «наличные средства». Под наличными следует понимать исключительно личные денежные сбережения. Говоря иными словами, свой весьма скудный заработок учителя истории Владимир Васильевич делил на две части – семейную и музейную.

Так, доподлинно известно, что еще до создания музея им была приобретена картина малоизвестного русского художника В. Зотова, изобразившего в 1875 году село Мытищи с проселочной дорогой, которая в будущем станет главной магистралью Старых Мытищ, известной ныне как улица Колонцова. Картина эта, конечно же, не относится к числу шедевров русской пейзажной живописи, но имеет другую ценность. Она напоминает нам об основателе и первом директоре музея, который в день своего открытия получит почетный в те годы статус народного. Почему почетного? Здесь следует вспомнить известный тогда лозунг «Народ и партия едины!»

Если быть предельно точным, то музей, располагавшийся в клубе Московского кооперативного техникума, назывался «Народный историко-революционный краеведческий музей». Именно так его именовали в официальных документах и газетных публикациях того времени. Чтобы понять, как в те времена была реализована почти безумная идея организации историко-краеведческого музея в городе Мытищи, следует сделать еще один экскурс в историю вопроса.

Возможно, что еще долго энтузиасты-краеведы, собиравшиеся по вечерам в кабинете истории перловской «тимонинской академии», мечтали бы о том, как они разместят в витринах и на стендах собранные ими экспонаты, если бы не случилось события, которое всколыхнет размеренное течение местной жизни. Событие это было подобно извержению вулкана. После того как осел пепел,стали видны и произошедшие изменения…

20 июля 1960 года Совет министров СССР принял постановление «О расширении границ города Москвы и подчинении Мосгорисполкому лесопаркового защитного пояса». 18 августа того же года Президиум Верховного Совета СССР утвердил это решение, по которому город Мытищи и весь Мытищинский район, как территории, входящие в черту Лесопаркового защитного пояса столицы, перешли в подчинение московских городских властей.

И что же тут такого «исторического», спросит малоискушенный в бюрократических лабиринтах читатель? Чисто административное решение об изменении границ города Москвы – да и только. Разве это могло как-то повлиять на краеведческое движение в малоприметных тогда Мытищах? Оказывается, повлияло, причем кардинально. В связи с расширением Москвы вновь присоединенные территории должны были обрести… историю.

Считалось (да так, собственно, и было), что никакой древней истории у Мытищ не было. Была лишь история пролетарская – история фабрик и заводов. Все это ограничивалось XX веком, в лучшем случае серединой XIX столетия, когда была проложена Троицкая железная дорога, рядом с которой возникли рабочий поселок и вагоностроительный завод. Затем последуют три революции, и наступит советское время. Все бы ничего, да вот Москва…

Дело в том, что в 1947 году широко отпраздновали 800-летие столицы, даже поставили в центре Москвы памятник великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, кстати сказать, отлитый на Мытищинском заводе художественного литья. 800 с лишком лет московской и всего-навсего 100 лет мытищинской истории. Нелогично, вернее, не очень это все правдоподобно. Короче говоря, не исторично! Задумались идеологи и вспомнили, что есть такое весьма полезное учреждение как архив.

АРХИВНАЯ НАУКА

Архив!.. Кто бы смог сложить оду про это самое важное в любой стране учреждение. Помните бессмертное «без бумажки ты букашка, а с бумажкой – человек?»

Весьма в скором времени такая бумажка и будет выявлена в архиве древних актов и, как полагается, подана к столу маститых историков. Чудо-бумага эта имела заголовок «Завещание инока Адриана Ярлыка». В ней некто Адриан упоминает некий «Яузский мытищ», расположенный в верховьях «реки Явузы». «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», наверняка, воскликнул тогда удивленный историк, на стол которого услужливый архивист и положил сей древний манускрипт. То, что документ этот древний, сомневаться не приходилось, так как под текстом стояла дата 8 июля 1460 года. Вот удача, так удача. На дворе ведь как-никак лето 1960 года. Торопиться надо, 500-летие Мытищ «на носу». Полтысячелетие, это вам «не кот начхал!»

Как по команде (сверху?) были организованы торжественные слушания в архивохранилище. Имеются (правда, устные) сведения о том, что Завещание Адриана Ярлыка с величайшими предосторожностями было привезено в Мытищи и «явлено» местной общественности на совместном заседании местного Совета депутатов трудящихся и бюро районного комитета КПСС. Местные руководители взирали на происходящее и не верили своим ушам: Мытищам 500 лет! Да как же, да где же…

Где же подтверждение местными историческими артефактами? Вот тут и понадобились краеведы, следопыты и даже археологи. Да-да, археологи, так как в Институте археологии Академии наук СССР нашлись обрывочные сведения, что в самом центре Мытищ, на берегу реки Яузы, вроде бы существовало поселение славян-вятичей. Тех самых вятичей, что 800 с лишним лет назад построили первые стены Москвы. Ну а руководил этим строительством князь великий Юрий Долгорукий, памятник которому отлили трудолюбивые мытищинцы к юбилею столицы. Вот вам связь времен, поколений и… территорий!

На берегу реки Яузы, на месте, указанном московскими археологами, руководитель одного из школьных краеведческих кружков Юрий Августович Князев начал раскопки. И действительно, юные добровольные археологи вскоре обнаружили под слоем грунтадревние артефакты, которые тут же были направлены на экспертизу в Государственный исторический музей. Тщательные исследования находок подтвердили их древность.

По концепции, выдвинутой Князевым, на берегу реки Яузы (в районе нынешнего жилого комплекса «Цветочный город») в XII-XIII веках существовало поселение славян-вятичей. Однако по независящим от мытищинского краеведа причинам работы были приостановлены, раскоп засыпан, а находки переданы на хранение тому, кто их обнаружил. Тогда же на исторических картах Подмосковья появится новый археологический объект «Тайнинское селище» с характерной подписью «Не исследовано».

Параллельно с археографической и археологической эпопеями сдвинулся с мертвой точки и долгожданный вопрос с открытием историко-краеведческого музея. На самом высоком мытищинском уровне приняли решение такой музей создать. Правда, предварительно концепция музея должна была быть утверждена в соответствующей инстанции, то есть в идеологическом отделе ЦК КПСС. Собрав все необходимые материалы, Владимир Васильевич Семенов отправился в «хождение по мукам». В результате многочисленных согласований и уточнений было решено:

«Учредить в городе Мытищи Народный историко-революционный краеведческий музей, состоящий из пяти отделов:

Жизнь и деятельность В.И. Ленина;

История трех русских революций;

Период построения социализма;

Великая Отечественная война;

Трудящиеся Мытищинского района в борьбе за построение коммунизма».

Как видно из перечня, никакой местной истории. Все строго регламентировано. А куда делись, спросит любознательный читатель, старец Адриан Ярлык, Яузский мытищ, Юрий Долгорукий, славяне-вятичи, Тайнинское селище и прочая историко-краеведческая составляющая? Нет ее, как будто и не было. Просто любознательный читатель еще не знает, что случилось нечто, что вернуло мытищинскую историю к привычной ее интерпретации: Ленин, пролетариат, три революции и светлое будущее...

Правда, в эту незамысловатую историческую конструкцию введен раздел, посвященный Великой Отечественной войне. Есть все основания предполагать, что на этом настоял Владимир Васильевич Семенов. По крайней мере, точно известно, что он постарался наполнить экспозиционную часть этого периода реальным человеческим содержанием. Но об этом чуть позже. Сейчас же разберемся, как случилось, что мытищинская история вновь была сведена к весьма короткому временному периоду: от года рождения Владимира Ильича Ленина (1870) и до времени «борьбы за построение коммунизма» (1962). Не очень сложные расчеты позволяют сделать вывод, что все произошло, как это и водится, по приказу сверху.

11 ноября 1961 года специальным постановлением Президиума Верховного Совета СССР лесопарковый защитный пояс Москвы был возвращен в состав Московской области. Таким образом, Мытищинский район вновь стал Подмосковьем, вследствие чего Мытищи возвратились к своим истокам.

Вслед за этим историческим решением архивисты вдруг обратили внимание на то, что в завещании Адриана Ярлыка говорится совсем не о населенном пункте с названием «Мытищи». Термином «Яузский мытищ» в этом документе обозначена весьма обширная территория нынешнего Лосиного острова между реками Яузой и Клязьмой. Так что Мытищам отнюдь не 500 лет. Сколько же лет этому населенному пункту на самом деле, тогда никто и предположить не мог.

ПЕРВЫЙ
ДИРЕКТОР

Однако, как говорится, не бывает худа без добра. Короткий отрезок времени, когда Мытищи были частью большой Москвы, положительно отразился на местном краеведении. 4 декабря 1962 года у дома №48 по 2-й Вокзальной улице начали собираться пожилые мужчины в плащах и шляпах. Были тут и молодые люди – учащиеся Московского кооперативного техникума и кооперативного училища (в которое в 1959 году была переименована «тимонинская академия»). Студенты плотным кольцом окружали руководителей учебного заведения, Ивана Леонтьевича Глебычева и заместителя директора по учебной работе Раису Петровну Жалченко. Все как будто кого-то ждали.

Наконец к деревянным воротам, отделявшим улицу от одноэтажного здания необычной для Перловки архитектуры (стены с контрфорсами), подъехала представительская «Победа». Из нее вышли люди в плащах и фетровых шляпах. Это были работники райкома партии и исполкома депутатов трудящихся.

Именно в этот исторический момент Владимир Васильевич Семенов забил последний гвоздь в широкую струганную доску, на которую был приклеен кусок ватмана с надписью «Народный музей». Фотограф местной многотиражки запечатлел эту рукотворную вывеску, после чего ворота широко распахнулись, и почетные гости, а за ними и все остальные собравшиеся прошли в помещение клуба. О том, как события развивались дальше, лучше предоставить слово очевидцу.

«Небольшое одноэтажное здание по 2-й Вокзальной улице, дом 48 в Перловке в то утро 4 декабря заполнили люди разных возрастов и профессий. Все они пришли сюда, в клуб Кооперативного техникума, на торжественное открытие первого в Мытищинском районе Народного историко-революционного краеведческого музея. Заведующий отделом культуры райисполкома Ф.П. Самохвалов оглашает решение исполкома: „Директором назначить тов. Семенова В.В. "

Жалченко Р.П. (вполголоса комментирует): „Главный создатель и инициатор музея. 15 лет собирал он экспонаты для него на собственную зарплату в дни и часы своего отдыха…"

Между тем чтение документа продолжается: „…Утвердить совет в составе: В.В. Семенова, Ф.П. Самохвалова, С.А. Бондаренко, И.Л. Глебычева,Х.В. Леонова, Л.А. Желтухиной, А.К. Никитина, А.И. Колонцовой, Я.А. Бокова".

„Это все друзья музея. В последние годы они много помогали Владимиру Васильевичу", – снова поясняет Жалченко».

(«Репортаж из Перловки. Народный музей открыт». Газета «За коммунизм», декабрь 1962 г. Автор М. Лидина).

К сожалению, не сохранилось ни одного фотографического снимка первой экспозиции народного музея. Поэтому мы не знаем, как были оформлены витрины и стенды утвержденных исполкомом райсовета пяти его отделов. В каком из них была размещена экспозиция по истории мытищинского края тоже неизвестно. Ну а то, что такая экспозиция,
безусловно, существовала, сомневаться не приходится, ведь в полном наименовании музея присутствовало слово «краеведческий».

Здесь следует сказать, что в это же время в Мытищах формировался еще один краеведческий центр. В мытищинской средней школе №6 учитель истории Юрий Августович Князев организовал выставку археологических находок из тех самых артефактов, обнаруженных на берегу реки Яузы в так называемом Тайнинском селище.

Как впоследствии вспоминали ученики Князева, он учил теорию превращать в практику. Археологические экспедиции, которые организовывал Юрий Августович, были для зарождающегося мытищинского краеведения настоящим «ноу-
хау». Школьники многих мытищинских школ тогда мечтали стать археологами и историками. Это было время, когда краеведение становилось массовым общественным движением.

К счастью, во властных структурах в тот период нашлись люди, которые поддержали первых краеведов Мытищ. Для демонстрации археологической коллекции Князева городские власти выделили просторное помещение в Доме пионеров и школьников.

Князев понимал, что школьная коллекция имеет серьезное научное значение, поэтому для артефактов нужны особые условия хранения. Кроме того, найденные предметы требовали научного описания и изучения, а это уже профессиональная музейная работа.

Понимал это и Владимир Васильевич Семенов, к которому, как к директору народного музея, пришел со своими проблемами Юрий Августович Князев. Актовый зал клуба кооперативного техникума мало чем отличался от выделенной Князеву комнаты в Доме пионеров, поэтому нужно было искать более приспособленное под выставочную деятельность помещение. Речь шла и о новом статусе музея. Он должен был стать не просто выставкой. Главная функция музея – научно-хранительская. Для этого требовались подготовленные профессиональные кадры. Мытищинский историко-краеведческий музей давно уже перерос свой общественный статус, который был отведен ему при основании.

С этими вопросами и отправились Семенов и Князев в райисполком. Проблемы не решались мгновенно. Бюрократическая структура, как известно, работает по своим, веками выработанным, законам. Как историки, Семенов и Князев все это предвидели, но как люди, увлеченные и деятельные, примириться с этим могли с трудом. И здесь самое время вспомнить еще одного человека, которого с полным правом можно поставить в ряд людей, стоявших у истоков мытищинского краеведения. Его авторитет и заинтересованное участие способствовали тому, что в музейной и краеведческой работе в Мытищах начался новый этап.

КОММУНИСТЫ – ВПЕРЕД!

Нина Максимовна Распопова. (Фото – Н.М. Распоповой, 1990-е годы). Этого человека в Мытищах знают, как отважную летчицу, ветерана Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, Почетного гражданина Мытищинского района, много сделавшую для патриотического воспитания молодежи. Между тем, мало кто знает, но именно Нина Максимовна помогала в решении многих вопросов, с которыми к ней обращались мытищинские краеведы. Причем, стоит особо отметить, что решала эти вопросы она своеобразно – с присущей любой женщине шармом.

Обратимся к газетной публикации:

«Может это правда, а может, и нет – кто знает. Только однажды в Тайнинке произошла такая история. Подавая гостям к столу маринованные грибы, хозяйка сказала:

- Это – свои, из Распоповской рощи.

- Из какой?! – удивились гости.

- Есть у нас здесь березовая роща. Между собой мы ее так называем, - ответила хозяйка. – В общем, это – старая история.

И она рассказала ее.

…Лет семь или восемь тому назад был здесь огромный пустырь. На одной его стороне кое-кто картошку высаживал, на другой – устроили свалку. Но вот в один прекрасный день появилась здесь Герой Советского Союза Нина Максимовна Распопова. Появилась не одна, а со всеми коммунистами (в то время была она секретарем партийной организации) горжилуправления. И привела сюда их прямо с собрания.

- Позор! Под самым носом у горжилуправления, - показала она на свалку.

- Неужели мы не в состоянии это убрать?

-Давайте назначим воскресник по уборке, - неуверенно предложил кто-то.

Зачем назначать? – лукаво улыбнулась Нина Максимовна. – Давайте просто уберем.

- Голыми-то руками?

Спрашивавший не заметил, как Распопова кивнула своему заместителю, и как тот уже катил тачку с заранее приготовленными для всех лопатами и граблями. А в воскресенье привезли сюда из лесопитомника маленькие березки. Помогать коммунистам вышли все жители Тайнинки.

- Березки прижились. Теперь это целая роща. Роща Распоповой. Там, видите, и грибы растут, - закончила свой рассказ хозяйка».

(«История березовой рощи». М.Лидина Газета «За коммунизм», февраль 1964 г.)

В публикации отражена суть проблемы, которую решила Нина Максимовна. Между тем, что называется, «за скобками» осталась весьма важная ее составляющая. А именно. Те, кто знаком с мытищинской топографией и топонимикой, наверняка определят место «рощи Распоповой». (Фото – березовая роща у Клубной улицы в поселке Тайнинка). Да, да – это-то самое место, которое на археологических картах Подмосковья обозначено, как «Тайнинское селище». Именно здесь в 1962-1963 годах Юрий Августович Князев вместе со школьниками краеведческого кружка проводил раскопки. (Фото – раскопки на берегу реки Яузы членами кружка Ю.А. Князева). Здесь, под культурным слоем более позднего времени, он обнаружил поселение славян-вятичей XII столетия. Осознав значение своего открытия, Князев вышел с предложением поставить на этом месте (у образованного земляной дамбой пруда) памятный знак-стелу. Однако жизнь, как водится, внесла свои коррективы… (Памятный знак, который предлагал поставить Ю.А.Князев на месте раскопок. Рисунок Ю.А. Князева).

Через некоторое время место это было превращено в свалку. Ни о каком «увековечивании памяти предков» тогда никто и не думал. Прогуливаясь по этой местности в выходные дни, Юрий Августович, наверняка, с горечью озирался вокруг себя - на дела рук человеческих.

Документальных подтверждений тому нет, но с большой долей вероятности, можно предположить, что именно Князев стал инициатором благоустройства территории исторического Тайнинского селища. (Фото – березовая роща у Клубной улицы). Нина Максимовна Распопова, к которой, скорее всего и обратился Князев, решила эту проблему чисто по- женски - без грозных окриков, а используя не раз проверенный в боевых условиях принцип: «Делай, как я».

Владимира Васильевича Семенова и Нину Максимовну Распопову связывали давние дружеские отношения. (Фото – В.В. Семенов и Н.М. Распопова в президиуме торжественного заседания, посвященного Дню Победы). Оба они – участники Великой Отечественной войны. Являясь председателем совета ветеранов 122-й артиллерийской бригады, с которой он прошел всю войну, Владимир Васильевич приглашал Нину Максимовну на встречи фронтовиков.

Впоследствии такие встречи станут ежегодно проводиться в День Победы - 9 мая - в школе № 10 в Перловке на улице Трудовой. До полутора сотен человек приезжало тогда в Мытищи из разных уголков Советского Союза. (В.В. Семенов на встрече в группе фронтовиков-ветеранов). На основе собранных Семеновым фронтовых реликвий и документов в 1978 году в школе создадут музей боевой славы, а имя Владимира Васильевича будет навечно вписано в школьную летопись.

На улице Мира

В 1968 году благодаря настойчивым усилиям Нины Максимовны Распоповой Народный историко-краеведческий музей переехал из клуба Московского кооперативного техникума в Перловке в новое помещение на улицу Мира (дом 4) только что построенного микрорайона Новые Мытищи. Владимир Васильевич продолжал возглавлять музей, который с момента переезда все более превращался в муниципальное учреждение. Семенов понимал, что перемена статуса музея неизбежна. Да это было и к лучшему. После переезда в новое помещение фонды музея пополнила коллекция, собранная Ю.А. Князевым, и музей теперь не только по названию, но и по своей сути стал краеведческим.

Впоследствии, ровно через десять лет, в 1978 году Мытищинский историко-краеведческий музей еще раз поменял свой статус, точнее, направление своей историко-просветительской деятельности. Связано это было с еще одной знаковой фигурой в общественной жизни Мытищ того времени – Евгением Андреевичем Кольченко, талантливым художником, незадолго перед тем переехавшем в Мытищи из Крыма.

Не так давно при работе в архиве мне попал в руки интересный документ. В нем зафиксирована точная дата, когда музей из историко-краеведческого стал историко-художественным.

Муниципальный архив Мытищинского района. Решения Мытищинского горсовета. Ед. хр. 94, лл. 77, 78.

РСФСР. Мытищинский городской совет народных депутатов Московской области. Исполнительный комитет. Решение от 21 марта 1978 года №263/5. Город Мытищи.

«О Мытищинском музее.

Для конкретизации функций музея, улучшения качества музейной работы и укрепления связи музея с ведущими предприятиями города исполком решил:

1.утвердить название Мытищинского музея: „Мытищинский историко-художественный музей";

2.утвердить новый музейный Совет в следующем составе:

Кольченко Л.Ф. – председатель музейного Совета, директор музея;

Горбачевская К.Н. – секретарь.

Члены Совета:

Князев Ю.А. – историк, кандидат исторических наук;

Семенов В.В. – директор Музея кооперации;

Распопова Н.М. – Герой Советского Союза, референт общества „Знание"…»

Дело всей жизни

К концу 1970-х годов Владимир Васильевич Семенов постепенно отходит от дел в Мытищинском историко-художественном музее. Его опыт и знания здесь больше не нужны. Смена приоритетов с краеведческого на художественный окончательно отстранила Семенова от влияния на повестку дня работы этого учреждения. Но он и не жалел.

Сам Владимир Васильевич давно уже считал другое направление музейной работы более приоритетным. Дело в том, что практически одновременно со сбором материалов для Народного музея Семенов задумал создать Музей потребительской кооперации, в котором он работает с начала 1930-х годов.

Так сложилось, что с конца 1920-х дачную Перловку стали обживать кооператоры. Сначала сюда из Москвы перевели Московский кооперативный техникум Центросоюза. Затем здесь открылась Торгово-кооперативная школа Мособлпотребсоюза. В самом конце войны в Перловке дополнительно разместили Высшую кооперативную школу и Высший педагогический институт Центросоюза. Наконец, в 1959 году в Перловку переехало и главное учебное заведение кооператоров – Московский кооперативный институт Центросоюза.

К сожалению, Владимир Васильевич Семенов не оставил воспоминаний и не написал, когда и под влиянием каких обстоятельств ему пришла в голову идея создать музей. Не музей отдельного учебного заведения, а целой отрасли, которая в те годы считалась одной из самых перспективных в структуре народного хозяйства Советского Союза.

В 1966 году в учебном корпусе Московского кооперативного института (угол улиц Семашко и Веры Волошиной) был открыт Музей потребительской кооперации. Это событие Владимир Васильевич вполне мог бы назвать делом всей жизни, хотя он наметил новую цель, такую же масштабную и, как многие считали, неподъемную.

Поскольку Московский кооперативный институт в то время являлся общесоюзным учебным заведением и имел отделения не только в столицах союзных республик, но и в крупных городах страны, Семенов начал создавать музейную сеть. За 20 лет, что он руководил Музеем потребительской кооперации, по его инициативе и непосредственном участии были открыты 35 музеев в разных городах Советского Союза. Многие из них после распада Советского Союза в 1991 году приобрели самостоятельный статус.

Сам же Центральный музей потребительской кооперации в Перловке в 1990-е годы, как и большинство учреждений культуры, переживал непростые времена. Осенью 1992 года со стены учебного корпуса, выходившей на улицу Веры Волошиной, таинственным образом исчезла памятная доска, сделанная из меди. На ней были начертаны имена тех, кто создавал этот музей. Скорее всего, доска эта была украдена и сдана на металлолом. В те годы такие пропажи были обычным явлением. Никто даже не пытался найти похитителей, а тем более восстановить уничтоженную память.

Ежедневно, проходя по главной улице Перловки (Веры Волошиной) мимо «зияющей пустоты» на стене учебного корпуса Московского кооперативного института, Владимир Васильевич сжимал кулаки, которые он прятал в карманах осеннего плаща. Сохранилось свидетельство последнего дня жизни Владимира Васильевича Семенова. Его оставила бывшая в то время директором школы №10 Элеонора Ефимовна Артеменко:

«Владимир Васильевич был как всегда энергичен, молодо и задорно горели его голубые глаза, и он с радостной готовностью откликнулся на мое приглашение прийти на годовщину Сталинградской битвы и День антифашиста, который по традиции отмечает наша школа. Ребята собрались в школьном музее, но Владимира Васильевича не было. Он никогда не опаздывал, был точен по-военному. Я позвонила ему домой и мне сообщили, что его больше нет».

Случилось это 18 ноября 1992 года.

В середине 1990-х чуть было не погибла и собранная Семеновым коллекция Музея потребительской кооперации. Как это водится, кому-то понадобились помещения для сдачи их в аренду. Недолго думая, музейные экспонаты уложили в «коробки из-под ксероксов» и сдали на склад. К счастью, нашлись неравнодушные люди, которые спасли то, что было собрано Владимиром Васильевичем, как мы теперь знаем, по большей части на собственные средства.

Ныне в новом корпусе Российского университета кооперации, в отлично отделанном помещении выставлена значительная часть этого собрания. Имеются здесь и вновь приобретенные экспонаты. Нет только одного – копии пропавшей памятной доски или хотя бы небольшого стенда с портретом основателя музея и его первого директора Владимира Васильевича Семенова для потомков, чтобы помнили!..

* * *

Когда материал этот был написан и практически готов к публикации, совершенно неожиданно – так случается, когда «каждое лыко в строку», автору попалась старая публикация из местной многотиражки.

«Представьте себе, что у вас в руках небольшой рукописный журнал. На титульной обложке его выведено „Мытищи". Такой рукописный журнал совет Народного музея решил выпустить в августе 1964 года. На его страницах вы прочтете интересные материалы, рассказывающие об историческом прошлом г. Мытищи, о революционной борьбе рабочих. Узнаете и о природных условиях района, о развитии важнейших отраслей народного хозяйства.

Массовое участие в журнале поможет нам глубже и шире показать прошлое и настоящее мытищинцев».

В. Семенов, директор Народного музея

(«Журнал «Мытищи». Газета «За коммунизм», июнь 1964 г.)

Удивительно, но, оказывается, идея краеведческого журнала в Мытищах тоже впервые была высказана Владимиром Васильевичем Семеновым более полувека тому назад. Узнать это было удивительным еще и потому, что не так давно мытищинские краеведы обсуждали возможность подобного рода издания. Историко-краеведческий журнал ныне крайне необходим. Журнал – это площадка для научных дискуссий, которая, безусловно, поможет объединению мытищинских краеведов в сообщество единомышленников.

Сергей Ветлин,

краевед

0
Село Ядреево
Мытищинские герои. Михаил Герасимов

Обратная связь