Осваиваем азы цифровой гигиены

_2021-09-05_125705

Пандемия стала мощным катализатором процесса тотальной цифровизации: требования санитарной безопасности заставили даже самых ярых приверженцев доброй старины искать и находить цифровые решения в повседневной жизни. А значит, надо научиться ориентироваться в этой новой реальности. Личная цифровая гигиена должна стать такой же нормой, как мытьё рук перед едой и чистка зубов перед сном.

Следуя законам цифровой гигиены, человек обеспечивает себе информационную безопасность в сети Интернет, без которой нынче никуда: ни с друзьями пообщаться, ни за квартиру заплатить, ни билет на поезд купить… А пандемия прибавила к этому списку огромное количество новых пунктов, от удалённой работы до медицинских телеконсультаций.

Увы, расширение информационного пространства добавляет простора и интернет-мошенникам, изобретающим всё новые виды сетевого и телефонного «развода». Мы опросили около 30 своих знакомых, и среди них не нашлось НИ ОДНОГО человека, кому хотя бы раз не звонили из «службы безопасности банка» с требованием назвать реквизиты карты – мол, кто-то пытается с неё снять деньги. И это ещё одна из самых примитивных схем.

Поэтому начнём мы даже не с описания конкретных случаев, а с элементарного, с самых общих правил, которые необходимо соблюдать так же неукоснительно, как правила личной гигиены. Если мы не будем ими пренебрегать, то это на порядок снизит риски при пользовании интернет-банкингом. Этим термином обозначается дистанционное банковское обслуживание.

Большинство банковских карт сейчас привязано к номеру телефона. Сервис СМС-банкинг не только предоставляет информацию о средствах по карте, но и даёт возможность оплачивать покупки, в том числе в Интернете, или переводить средства на другой счёт. Несомненно, удобно, а во многих случаях – жизненно необходимо, взять тот же период жёсткой самоизоляции в первую волну ковида. Но чего только не делают злоумышленники, чтобы завладеть нужной сим-картой: похищают телефоны, перехватывают СМС, делают дубликаты симок… и так далее. Но наша безопасность во многом зависит от того, соблюдаем ли мы элементарные правила цифровой гигиены.

Правило первое: не входить в интернет-банк с чужих компьютеров или из публичных незащищённых сетей.

Если же это всё-таки случилось, по завершении сессии нажмите «Выход» (Esc). Веб-браузеры по умолчанию настроены на сохранение ваших личных данных при закрытии, в которые входят история посещённых страниц, файлы cookies, ваши поисковые запросы, что и когда вы загружали. Как только вы нажмёте кнопку «Выход», браузер выполнит за вас работу по удалению использованной во время сессии информации.

Правило второе: на личном компьютере установить антивирус и своевременно его обновлять.

Используйте современные версии браузера и почтовых программ. Не скачивайте файлы, полученные из непроверенных источников, не переходите по ненадёжным ссылкам. Не открывайте подозрительные письма и сразу же блокируйте их отправителя. Лучший способ уменьшить количество хлама в вашем почтовом ящике и избежать заражения вирусами – не только не открывать письма от неизвестных отправителей, но и не нажимать на кнопку «Cпам», которая есть в любом почтовом сервере.

Правило третье: придумать сложный пароль для входа в личный кабинет, а также использовать одноразовые пароли, запрашиваемые банками для подтверждения действий в личном кабинете.

Правило четвёртое: чтобы уберечь симку, к которой привязана карта, оперативно уведомлять банк при получении подозрительных сообщений и ни в коем случае не звонить по указанным в этих сообщениях номерам.

Проинформируйте банк, если сменили номер или потеряли сим-карту. Установите пароль на телефон и не снимайте блок с экрана, если кто-то посторонний наблюдает за вашими действиями. А если сим-карта оформлена на вас лично, то запретите её замену по доверенности. Достаточно распространённым способом получения доступа к телефонному номеру является возможность получить дубликат симки по доверенности в салоне оператора. Услуга запрета на замену по доверенности есть у всех ведущих операторов сотовой связи, в большинстве случаев её можно подключить онлайн.

Правило пятое: не производить никаких действий с банковской картой по указанию третьих лиц.

Запомните! Банки не рассылают сообщений о блокировке карт, работники банков никогда не сообщают по телефону о блокировке банковских карт и не выспрашивают конфиденциальные сведения и коды, связанные с картами клиентов. Никому не сообщайте секретный код из СМС-сообщений, PIN-код и CVV-код карты (цифры с обратной стороны), а также срок её действия и персональные данные владельца. Никогда не храните PIN-код рядом с банковской картой.

Постскриптум: звонок из «службы безопасности» банка – самый распространённый, но далеко не единственный вид телефонно-интернетного мошенничества.

0
Инспекторы ГИБДД Мытищ проведут в августе профилак...
Около 240 тысяч вызовов поступило в Cистему-112 за...

Обратная связь