Забытых подвигов не бывает
«Во славу ратного и трудового подвига земляков-мытищинцев». Эти слова написаны на гранитной плите, установленной у Вечного огня, зажженного в нашем городе в 2005 году. 45 тысяч жителей Мытищинского района ушли на фронт, еще больше наших земляков отдавали долг Родине на трудовом фронте. Все они, и на передовой, и в тылу, как могли, приближали день и час Великой Победы. О некоторых из них мы знаем по рассказам наших родителей, именами других названы улицы. Память о них передается из поколения в поколение, но сколько солдат Великой Отечественной до сих пор числятся пропавшими без вести, сколько еще не захоронено погибших! В истории той войны очень много белых пятен. Рассекреченные документы о вкладе в общее дело Победы рабочих и служащих Мытищинского вагоностроительного и танкоремонтного завода позволили выявить и увековечить новые имена героев. Несмотря на то что с момента окончания Великой Отечественной войны минуло 75 лет, наши знания о ней и тех колоссальных жертвах, которыми была оплачена Победа, все еще достаточно фрагментарны и разрознены. Особенно это касается так называемых событий местного значения: действий партизанских отрядов и диверсионных групп за линией фронта, самоотверженной службы бойцов истребительных батальонов в прифронтовой зоне, работы военных комиссариатов и учебных центров в тылу. Совершенно отдельная и также малоизученная страница – военные предприятия в годы войны, их эвакуация и то, что принято называть переходом на военные рельсы, когда заводы, выпускавшие продукцию мирного назначения, в считанные месяцы (а иногда недели и даже дни) должны были наладить производство военной техники, оружия и боеприпасов.Наша малая родина, Мытищинский край, в годы войны стала прифронтовой территорией. В определенной степени Мытищи были одним из важных узлов обороны столицы. Сюда сходились железнодорожные пути северного и восточного направлений, по которым на защиту Москвы поступало подкрепление сибирских и дальневосточных дивизий, а в обратную сторону – на Урал – сплошным потоком шли эшелоны с эвакуированными из западных регионов страны предприятиями. Кроме того, наш город являлся крупным промышленным центром Подмосковья. Здесь были размещены производства различного профиля и назначения. Три месяца войны – с конца июня по конец сентября 1941 года – самые трагические, самые драматичные и, наверное, самые героические дни и недели Великой Отечественной. Никогда еще в военной истории не было подобных примеров, с одной стороны, мужества и стойкости, а с другой – ощущения полной катастрофы и развала нашего фронта по всей линии – от Балтики до Черного моря. Достаточно сказать, что за этот период войны сдалось и было взято в плен более трех миллионов бойцов и командиров «непобедимой и легендарной» (так пелось в песне) Рабоче-крестьянской Красной армии. Германские военные стратеги, разрабатывавшие блицкриг, рассчитали, что в середине ноября 1941 года немецкие войска войдут в поверженную Москву, а Гитлер примет не только ключи от города, но и военный парад своих победоносных частей на Красной площади. Но фактор русского солдата, точнее, русского национального характера, помешал осуществиться этим планам. Несмотря на то что наш город в первые месяцы войны находился в глубоком тылу, вся его жизнь была подчинена интересам фронта. Лозунг «Все для фронта, все для победы» стал в те дни, недели и месяцы определяющим. Историкам и краеведам хорошо известно число призванных через Мытищинский райвоенкомат жителей нашего края – порядка 45 тысяч человек. Если перевести эту цифру на военную терминологию, то получается, что Мытищинский район в целом за все четыре года войны направил в действующую армию пять полноценных дивизий! Наибольший вклад в формирование этих условных соединений внесли промышленные предприятия, в первую очередь Мытищинский вагоностроительный завод. И это при том, что значительная часть заводчан-вагонников осенью 1941-го была эвакуирована с оборудованием в город Усть-Кут (Иркутская область). Почти невероятно, но в архивном фонде Мытищинского комиссариата сохранились журналы, в которых записаны данные обо всех призывниках периода 1941–1945 годов. Эти записи еще только предстоит внимательно просмотреть и проанализировать. Работа колоссальная по своему объему, но провести ее необходимо, ведь в наших руках имеются уникальные свидетельства тех военных лет. Также в архивах Мытищинского военкомата есть журналы так называемых похоронок, которые тоже предстоит изучить. По этим материалам, наверняка, можно будет узнать, где воевали наши земляки, в каких они участвовали боевых операциях, кто из них был награжден и за какой подвиг, где погибли и были похоронены… Если изучать историю по архивным документам, то порой складывается впечатление, что часто события развиваются не по намеченным где-то и кем-то планам, а спонтанно. Так было осенью 41-го в нашем городе. Погрузка оборудования Мытищинского вагоностроительного завода в эшелоны для эвакуации на восток началась в сентябре, и уже в конце октября последний состав с рабочими и техническим персоналом отошел от станции Мытищи. На территории покинутого предприятия и в цехах было пусто, лишь ветер завывал в огромных печах, которые нельзя было демонтировать и увезти, их предполагалось взорвать при подходе немцев. Но в тот самый день, когда последний эшелон с эвакуированными заводчанами (как они сами себя называли – вагонниками) взял курс на восток, от Москвы к Мытищам подошел состав с производственным оборудованием. В неразберихе, творившейся тогда в городе, никто толком не знал, из какой западной области страны прибыл этот эшелон. К тому же вслед за ним на запасные пути пришло еще несколько составов с промышленным оборудованием, на этот раз с каких-то других предприятий, которые по государственному плану эвакуации направлялись на Урал, но были остановлены в Мытищах. Уже через несколько дней брошенная территория Мытищинского вагоностроительного завода ожила. Вновь были зажжены печи, установлены новые станки и механизмы. И самое главное, распущенные по домам рабочие, не эвакуированные на Урал, вернулись в цеха. Мы не знаем, кто из руководителей дал команду выгрузить оборудование из застрявших в Мытищах составов, но факт остается фактом – так в нашем городе появилось новое предприятие, которому (как военному производству) вскоре присвоят серийный номер 592 (позднее № 40). Основным видом продукции этого завода станет военная техника – ремонт и сборка танков (отсюда название – танкоремонтный), а затем выпуск самоходных артиллерийских установок. Но первыми его изделиями будут стальные противотанковые ежи и железобетонные огневые точки (колпаки). В решающие дни битвы за Москву (ноябрь-декабрь 1941 г.) эта продукция сыграет важную роль в обороне столицы. Ее и сегодня можно увидеть не только на картинах мытищинских художников (В. Скок), но в некоторых местах нашего города – у линии железной дороги и на берегах реки Яузы. Однако и это еще не полный список того, что Мытищинский вагоностроительный (с января 1941-го –танкоремонтный) завод дал стране и фронту. По специальному распоряжению Ставки Верховного Главнокомандования и Наркомата внутренних дел в июле-августе 1941-го во всех прифронтовых регионах страны были сформированы истребительные батальоны. Их задачей была не только охрана особо важных промышленных объектов, линий связи, стратегических дорог. В случае вражеской оккупации эти батальоны должны были стать основой партизанских отрядов и городского подполья. Поэтому в состав этих соединений отбирали наиболее проверенных и преданных «делу партии Ленина и Сталина» коммунистов и беспартийных. Такой истребительный батальон НКВД был создан и в Мытищах. Состоял он, как и полагается, из трех рот (по 100–120 штыков в каждой). Мытищинский вагоностроительный завод сформировал первую роту батальона (остальные две были укомплектованы рабочими Калининградского орудийного завода и Пироговской фабрики «Пролетарская победа»). О службе Мытищинского истребительного батальона в пределах родного района краеведам и историкам известно следующее: оперативное прикрытие военных предприятий, Мытищинского железнодорожного узла, примыкающего к Москве участка Ярославского шоссе, линий электропередач, укрепрайона, сооруженного у деревни Челобитьево, охрана плотины Клязьминского водохранилища и Акуловского гидротехнического узла московского водопровода. Однако о другой составляющей боевой службы подразделения мало кто знает – документы об этом долгое время имели гриф «совершенно секретно». Сергей Ветлин, председатель Мытищинского объединения краеведов, член Союза краеведов России